Выполняется запрос
Научно-практический журнал
+7 (929) 677-34-06

Регистрационный номер в Роскомнадзоре ЭЛ №ФС77-51827

Журнал включён в базу данных РИНЦ

Гусенкова А. А., Захарова Л. Ю. Криминалистическое исследование почерковых объектов, выполненных в стрессовом состоянии

А. А. Гусенкова,

курсант института судебной экспертизы

Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя;

Л. Ю. Захарова,

старший преподаватель кафедры исследования документов

учебно-научного комплекса судебной экспертизы

Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя

(г. Москва)

 

Статья посвящена различным функциональным состояниям, которые оказывают непосредственное влияние не только на эффективность деятельности, но и на её организацию в целом. Оказывая значительное влияние на деятельность человека, такое функциональное состояние, как стресс, отражается и на почерке человека.

Ключевые слова: стресс; стрессовая ситуация; функциональное состояние; письмо.

 

Г 96

ББК 67.53

УДК 343.983

ГРНТИ 10.85.31

Код ВАК 12.00.12

 

Forensic research of handwriting objects, performed under stress

 

A. A. Gusenkova,

cadet of the Institute of forensic science Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. ya. Kikot';

L. Yu. Zakharova,

chief lecturer of the Department of document  research

educational and scientific complex of forensic examination

Moscow University of the MIA of Russia named after V. ya. Kikot'

(city Moscow)

 

The article is devoted to various functional states that have a direct impact not only on the efficiency of activities, but also on its organization as a whole. Having a significant impact on human activity, such a functional state as stress is reflected in a person's handwriting.

Keywords: stress; stressful situation; functional state; letter.

_____________________________________

С 1959 года, а именно, с момента опубликования книги Г. Селье «Стресс жизни» [1], термин «стресс» прочно укрепился в сознании людей и ассимилируется с характером современной жизни. Различные экономические, социальные, политические, экологические и иные факторы становятся причиной массового психологического дискомфорта населения, которое, в конечном счёте, приводит к массовому стрессу. Особенно сильно такому влиянию подвергаются подростки, поскольку они не обладают устойчивыми взглядами, убеждениями и нравственной позицией. Учение о стрессе нашло применение в различных областях практики, в том числе и в сфере судебного почерковедения.

Человеческая деятельность в повседневной жизни ежедневно сопровождается ответной реакцией физиологических и психических функций человека. Данная реакция, в первую очередь, передаёт возможности и процессы адаптации к реальному или предполагаемому воздействию факторов окружающей среды, нагрузки, эмоциональных переживаний. Она же характеризует остаточные процессы, происходящие после указанных воздействий. Задаваемые определённым содержанием деятельности психофизиологические ответные реакции человека всегда взаимосвязаны и взаимообусловлены, специфичны и целостны [2].

Наличие у человеческого организма подобных реакций позволяет говорить о функциональном состоянии – системной реакции организма и психики человека, выражающейся в виде интегративного динамического комплекса различных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают процессы деятельности человека.

В число функциональных состояний входят, как правило, такие специфические психические состояния, которые оказывают непосредственное влияние не только на эффективность деятельности, но и на её организацию в целом. Оказывая значительное влияние на деятельность человека, функциональные состояния отражаются и на почерке человека.

Безусловно, на формирование функционального состояния влияют оказывающие отрицательное воздействие факторы внешней среды, например, ухудшившийся состав воздуха, наличие постороннего шума, духота в помещении, а также ухудшение психологического климата в коллективе, например, наличие межличностных конфликтов. В некоторых случаях могут оказывать влияние нарушение биологических ритмов, непривычный режим деятельности, нерациональное распределение отдыха.

Возможна классификация функциональных состояний с использованием характеристик содержания деятельности и особенностей её протекания. В данную классификацию входят такие условия, как состояние сенсорного голода, состояние монотонии, состояние тревоги, состояние психологического стресса и т. д.

Стресс – это состояние психического напряжения, которое возникает у людей в процессе жизнедеятельности в наиболее сложных, непривычных условиях, как в повседневной жизни, так и при специфических обстоятельствах, например, во время полёта в космос или перед выступлением на серьёзном мероприятии [3]. Стресс, как правило, бывает вызван определённой стрессовой ситуацией, в которую попадает человек.

Стрессовая ситуация – это вид необычной социально-психологической ситуации, подразумевающей повышенное использование человеком его адаптационных ресурсов и приводящей к различным изменениям в его психике, зависящим от личного отношения субъекта к ситуации [4].

Попробуем классифицировать такую стрессовую ситуацию, как экзаменационная обстановка, которую мы рассматриваем в данной работе: по специфике деятельности – учебная; по продолжительности – кратковременная; по степени осознанности реальности – реальная; по характеру опасности/безопасности – вызов; по характеру стрессора – давление. Находясь на экзамене, нам так или иначе приходится делать какие-либо записи. Во время экзамена психическое состояние человека изменяется, следовательно, изменяется и его почерк.

Почерк – явление, тесно связанное с письмом как средством коммуникации в обществе. В свою очередь, письмо – это средство запечатления мысли человека с помощью языка и специально созданной системы условных обозначений (письменности) [5].

Наличие связи между почерком человека и функциональным состоянием, в котором он находится, подтверждает современная психологическая наука.

Письмо – это единственный психомоторный акт, который, априори, предполагает оставление графических следов и, в отличие от других актов, всегда является саморегистрирующимся.

В этой связи, нами было проведено исследование рукописей людей, находящихся в стрессовом состоянии в экзаменационной обстановке.

При выполнении рукописи воздействия на позу исполнителя рукописи не было. Для эксперимента был сформирован массив из 40 почерковых объектов, которые затем были исследованы. Задачей экспериментального исследования было составление таблиц-разработок общих и частных признаков почерка.

По итогам экспериментального исследования, изучив общие, а также частные признаки почерка, выполненного в обычном функциональном состоянии и в состоянии стресса испытуемыми лицами, были выявлены значительные изменения почерка. Так, например, в почерках, выполненных испытуемыми лицами в состоянии стресса, были установлены следующие общие признаки:

а) резкое снижение координации движений;

б) увеличение размера интервалов между словами;

в) направление линии письма относительно горизонтальных срезов листа бумаги становится поднимающимся;

г) форма линии письма становится извилистой;

д) размещение линии письма относительно линовки становится выше, ниже либо пересекает линовку.

Вместе с тем, в почерках испытуемых лиц, находящихся в стрессовом состоянии, были выявлены следующие частные признаки:

– упрощение движений за счёт выполнения букв по типу печатных: (проявляется в строчных буквах «т», «р», «л»);

– дугообразная форма движений при выполнении элементов письменных знаков сменяется на угловатую;

– угловатая и прямолинейная форма движений при соединении сменяется на петлевую;

– неустойчивость наклона (под углом с сужением кверху, под углом с сужением книзу, под углом с расширением к верху):

– увеличение протяжённости движений как по вертикали, так и по горизонтали (проявляется в надстрочных, начальных, соединительных и заключительных элементах);

– уменьшено количество движений за счёт утраты частей элементов;

– увеличение количества движений за счёт повторения движений в овале (в большинстве случаев проявляется в строчных буквах «о», «а»);

– преобладает интервальный вид соединения движений (проявляется в буквах «а», «ы», «х», «ц»);

– неустойчивое размещение точек начала и окончания элементов, точек соединения и пересечения элементов (на средней линии, выше средней линии, ниже средней линии, на линии письма, выше линии письма, ниже линии письма);

Кроме того, для рукописей, выполненных в стрессовом состоянии, характерно наличие зачёркивающих штрихов.

Таким образом, стрессовое состояние оказывает значительное воздействие на механизм письма, подвергая изменению функциональное состояние пишущего, и тем самым, влияя на письменно-двигательный навык, наряду с увеличением вариационности почерка.

Выявленный вышеуказанный комплекс признаков будет свидетельствовать, о том, что исследуемые рукописи, вероятно, были выполнены в стрессовом состоянии.

 

Литература:

1. Винер Р. Стресс входит в обращение: Ганс Селье и создание теории стресса = VINER R. Hans Selye and the making of stress theory // Social studies of science. – London, 1999. – Vol. 29. – № 3. – P. 391–410. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2000-03-009-viner-r-stress-vhodit-v-obraschenie-gans-selie-i-sozdanie-teorii-stressa-viner-r-hans-selye-and-the-making-of-stress-theory-social/viewer (Дата обращения: 27.04.2020).

2. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

3. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – 368 с.

4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Субъективные репрезентации организационной культуры и динамики развития психологического стресса // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2008. – Сер. 12. – Вып. 4.

5. Серёгин В. В. Почерковедение и почерковедческая экспертиза. – Волгоград: ВА МВД России, 2007. С. 17.


Комментарии (0)

Оставлять комментарии могут только авторизированные пользователи
Пока никто не оставил комментарий.