Выполняется запрос
Научно-практический журнал
+7 (929) 677-34-06

Регистрационный номер в Роскомнадзоре ЭЛ №ФС77-51827

Журнал включён в базу данных РИНЦ

Поправки 2023 года в проект федерального закона № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Необходимость реформирования законодательства в области судебной экспертизы назрела давно. Действующий закон о государственной судебно-экспертной деятельности устарел, регламентирует, прежде всего, деятельность государственных судебно-экспертных учреждений. При этом количество экспертиз, назначаемых судами к проведению в негосударственные экспертные организации, постоянно растёт. Так, если в 2011 году процент назначения экспертиз в указанные организации составлял лишь немногим больше 25 % (обзор судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам, утверждённый Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 декабря 2011 г.), то в данных, озвученных на парламентских слушаниях на тему «Совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего судебно-экспертную деятельность», 23 мая 2019 года), уже фигурирует цифра в 65 %. Таким образом, с одной стороны, деятельность негосударственных экспертных организаций изначально не была должным образом регламентирована, с другой стороны, цифры статистики говорят о том, что рынок негосударственных судебно-экспертных услуг, тем не менее, смог самоорганизоваться, и, несмотря на наличие отдельных недочётов, успешно функционирует и развивается. Негосударственные экспертные организации вызывают доверие судов, проводят колоссальный объём экспертиз. Следовательно, к процессу реформирования и внесения изменений в действующее законодательство нужно относиться с большой осторожностью, чтобы эта система не рухнула в одночасье, что негативно скажется на всей судебной и правоохранительной системе.

В распоряжении редакции журнала имеется текст проекта федерального закона № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», внесенного Правительством Российской Федерации, принятого Государственной Думой в первом чтении 20 ноября 2013 г., с последними поправками. Содержание последней редакции проекта федерального закона после внесения в него поправок кардинальным образом отличается от содержания проекта закона, принятого Государственной Думой в первом чтении.

Из ключевых изменений, предлагаемых указанными поправками, можно отметить следующие:

расширение понятия заведомо ложного заключения или показаний эксперта. Под указанными действиями в проекте предлагается понимать умышленные действия или бездействие, направленные на дачу заключения или показаний, в которых эксперт дает заведомо недостоверные выводы или не дает ответов на поставленные перед ним вопросы о существенных для дела обстоятельствах, которые были установлены им в ходе исследования;

лицензирование судебно-экспертной деятельности, осуществляемой негосударственными судебно-экспертными организациями и судебными экспертами;

- невозможность быть учредителем негосударственной судебно-экспертной организации, а также совмещать должности руководителя и судебного эксперта в судебно-экспертных организациях, а также осуществлять индивидуально-трудовую судебно-экспертную деятельность лицу, уволенному с федеральной государственной службы либо работы в государственных судебно-экспертных организациях в связи с утратой доверия, нарушением служебной или трудовой дисциплины;

- возможность экспертно-квалификационной комиссии отказать в присвоении квалификационной категории либо отозвать решение о присвоении квалификационной категории в случае выявления существенных пробелов в специальных знаниях, повлекших за собой дачу заключения либо показаний эксперта с недостоверными выводами или ответами на поставленные перед ним вопросы в процессе службы (работы) в должности (по специальности) судебного эксперта;

- квалификация судебных экспертов подлежит оценке (пересмотру, аттестации) не реже одного раза в пять лет экспертно-квалификационными комиссиями судебно-экспертных организаций. Порядок формирования и деятельности экспертно-квалификационных комиссий по оценке (пересмотру, аттестации) квалификации судебных экспертов, формы документов о квалификации судебных экспертов устанавливаются уполномоченными государственными органами;

- формирование и ведение Единого государственного реестра судебных экспертов, в котором будут содержаться сведения о судебных экспертах и иных лица, которые получили, подтвердили и повысили квалификацию судебного эксперта, за исключением сведений о федеральных государственных служащих и работниках судебно-экспертных организаций уполномоченных государственных органов;

- порядок разработки, проверки (апробации, испытаний) и внедрения (в том числе путем стандартизации, сертификации, валидации, опубликования и освоения) научно-методического обеспечения судебно-экспертной деятельности подведомственных судебно-экспертных организаций утверждается уполномоченными государственными органами;

- научно-методическое и информационное обеспечение деятельности негосударственных судебно-экспертных организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется на договорной основе головной судебно-экспертной организацией государственного лицензирующего органа.

Очевидно, что большая часть изменений касается сферы деятельности негосударственных экспертных организаций и экспертов, при этом какие-либо общественные обсуждения поправок, вносимых в проект закона, не проводились, сам процесс согласования изменений осуществляется в условиях ограниченного к нему доступа со стороны всех заинтересованных лиц. Считаем, что такая позиция разработчиков проекта закона недопустима, а принятие закона в предлагаемой редакции может повлечь за собой ущемление законных прав и интересов лиц, задействованных в области судебной экспертизы, ставит под угрозу само существование принципа независимости эксперта, имеет признаки попытки монополизации рынка негосударственных судебно-экспертных услуг, что повлечёт негативные последствия в деле отправления правосудия.

Редакция журнала обращается ко всем, чья профессиональная деятельность связана с проведением экспертиз и исследований!

Предлагаем ознакомиться с текстом проекта федерального закона № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», внесенному Правительством Российской Федерации, принятому Государственной Думой в первом чтении 20 ноября 2013 г. (текст доступен для скачивания в виде файла pdf в нижней части страницы или для прочтения по ссылке ), и при наличии конструктивных замечаний направить их в редакцию журнала для формирования экспертных предложений, которые будут переадресованы в органы государственной власти.

Замечания, предложения можно направлять на электронную почту: glavred@proexpertizu.ru

С уважением, главный редактор журнала

Шлыков Дмитрий Анатольевич


Комментарии (0)

Оставлять комментарии могут только авторизированные пользователи
Пока никто не оставил комментарий.