Выполняется запрос
Научно-практический журнал
+7 (929) 677-34-06

Регистрационный номер в Роскомнадзоре ЭЛ №ФС77-51827

Журнал включён в базу данных РИНЦ

О.А. Белиловец. Обзор методов повышения контраста слабовидимых изображений. Часть 1. Традиционные методы повышения контраста изображения, используемые в судебной фотографии (аналоговые способы).

О.А. Белиловец

proexpertizu@mail.ru

 

Первая часть обзора методов повышения контраста слабовидимых изображений. Приведен анализ традиционных методов с использованием аналоговой техники. Автором подробно описаны процессы исследования документов в инфракрасной и ультрафиолетовой зонах спектра, а также особенности фотографического усиления контраста. Особая значимость данной статьи обусловлена тем, что описываемые в ней методы всё реже и реже применяются на практике, так как заменяются современной цифровой техникой, которая не всегда даёт желаемые результаты.

 

Ключевые слова: технико-криминалистическая экспертиза; фотографическое усиление контраста; исследование документов в инфракрасной и ультрафиолетовой зонах спектра

 

O. Belilovec

proexpertizu@mail.ru

 

Review of methods of contrast enhancement slabovidimyh images. Part 1. Traditional methods of increasing the contrast of the image used in forensic photography (analog methods).

The first part of the review of methods of contrast enhancement slabovidimyh images. The analysis methods using traditional analog technology. The author describes in detail the process of research papers in the infrared and ultraviolet regions of the spectrum, and also features a photographic contrast enhancement. The special significance of this article due to the fact that the techniques described in it less and less used in practice, since replaced by modern digital equipment, which does not always produce the desired results.

Keywords: technical and forensic expertise; photographic contrast enhancement; a study of documents in the infrared and ultraviolet regions of the spectrum

_____________________________________

 

Традиционные методы повышения контраста реквизитов документов исчерпывающе описаны в работе [1], ставшей библиографической редкостью. Они основываются на средствах запечатления изображения с помощью аналоговых фотоаппаратов. Учитывая недоступность широкому кругу экспертов упомянутой работы ниже приведено краткое свободное изложение её основных тезисов.

 

Техническое обеспечение традиционных методов повышения контраста изображения

При судебно-техническом исследовании документов широко использовались разнообразные фотографические методы, сопряжённые с различными способами освещения объектов в видимых и невидимых лучах спектра. Требования, предъявляемые к фотографической технике, определялись как задачами, стоящими перед экспертизой, так и особенностями объектов изучения.

Фотографические методы связаны с фиксацией изображения исследуемого объекта на светочувствительном слое при определённых условиях с дальнейшим анализом полученного фотографического изображения. Для указанных целей применялись специальные установки, конструкция которых позволяла получать в процессе исследования тот или иной фотографический эффект и заданное качество изображения. Таковыми являлись универсальные фотографические установки ФМН-2, микрорепродукционный аппарат МРКА. Наряду с этими приборами, имеющими наибольшее практическое значение, использовались репродукционные установки и других типов, в частности, ГРА (горизонтальная репродукционная установка), УРУ (вертикальная установка). Все вышеперечисленные установки отвечают ряду общих требований, предъявляемых к такого рода аппаратуре. Они являются стационарными с массивным устойчивым основанием, снабжены столами (экранами), предназначенными для размещения объектов, имеют приспособления для надёжного закрепления фотокамеры. Данные качества исключают любые сотрясения в момент экспозиции, что существенно важно, так как в большинстве случаев фотографирование документов происходит с длительными выдержками. Также к этим приборам прилагаются приспособления для фиксации положения фотографируемых объектов и их выравнивания: прижимной и вакуум-экран. Прижимной экран выравнивает документы между двумя прозрачными стеклами при фотографировании на просвет. Вакуум-экран обеспечивает выравнивание листов бумаги и равномерный прижим их за счёт атмосферного давления, действующего при откачивании воздуха из полости экрана. Он применяется при фотогра­фировании измятых, разорванных документов, вдавленных штрихов, а также при съёмке в ультрафиолетовых лучах.

К фотографическому оборудованию также относятся: осветители специальной конструкции, позволяющие производить съёмку при различных видах освещения, переходные кольца, дополнительные тубусы, меха, применяемые для изменения увеличения, вкладыши в кассеты, дающие возможность использовать фотоматериал разного формата и т. п.

При съёмке документов могут быть использованы осветители рассеянного и направленного света, применяющиеся для фотографирования при косонаправленном освещении, когда эффект выявления достигается за счёт различной способности штрихов и фона к отражению или в результате различия в направлении отражения световых лучей от разных участков документа (например, при выявлении вдавленных текстов). Для освещения объектов направленным светом используются осветители типа ОИ-7, ОИ-9, ОИ-19, снабжённые конденсорами.

Весьма часто при исследовании документов применяется вертикальное или бестеневое освещение. Оно позволяет устранить тени от неровностей на поверхности бумаги, мешающие различению штрихов текста. Бестеневое освещение может быть достигнуто применением кольцевых осветителей, дающих возможность освещать объект равномерно со всех сторон.

 

Методы повышения контраста изображения

Исследование документов в инфракрасных лучах широко используется при выявлении невидимых, трудночитаемых текстов. При криминалистических исследованиях используются свойства лучей, расположенных в коротковолновой инфракрасной зоне или точнее в дальней красной и ближней инфракрасной области, с длинами волн от 720 нм до 1500 нм.

Инфракрасные лучи подчиняются общим законам геометрической оптики: так же, как и для видимого света, для инфракрасных лучей действуют законы прямолинейного распространения, отражения и преломления. При помощи оптических проекционных систем можно построить невидимое инфракрасное изображение подобно тому, как получается видимое. В то же время инфракрасные лучи имеют и свои особенности, заключающиеся в их способности проникать через различные материалы, а также поглощаться и отражаться разными объектами иначе, чем видимые лучи. На этих свойствах и основано использование инфракрасных лучей для выявления текстов залитых, закрытых другими штрихами, плохоразличимых на тёмном фоне и т. п.

Существуют различные способы использования инфракрасного излучения при выявлении текстов: исследование в отражённых инфракрасных лучах, получение контактных снимков в проходящих инфракрасных лучах и фиксация инфракрасной (и тёмно-красной) люминесценции, возбуждённой сине-зелёным светом.

Инфракрасное изображение можно зафиксировать при помощи фотоматериала, чувствительного к инфракрасным лучам, или посредством воспринимающего инфракрасное излучение фотоприёмника, каким, например, является фотокатод электронно-оптического преобразователя. Таким образом, при исследовании в отраженных и проходящих инфракрасных лучах изучается либо фотографическое изображение, образованное инфракрасными лучами на инфрахроматическом фотоматериале, либо изображение, также сформированное инфракрасными лучами, наблюдаемое на экране прибора.

Выявление текстов методом исследования тёмно-красной и инфракрасной люминесценции производится, соответственно, путём её визуального наблюдения и фотографирования на инфрахроматический фотоматериал.

Для производства исследования в инфракрасных лучах необходимы специальные технические средства: источники инфракрасного излучения, светофильтры, дающие возможность выделить в спектре излучения нужную для исследования инфракрасную об­ласть, проекционные оптические приборы, при помощи которых строится невидимое изображение в инфракрасных лучах, и средства, позволяющие фиксировать это изображение (инфрахроматические фотоматериалы, электронно-оптические преобразователи). Сюда относятся также средства наблюдения и фиксации тёмно-красной и инфракрасной люминесценции, возбуждённой сине-зелёным светом.

Источники инфракрасного излучения. При выборе источника инфракрасных лучей следует исходить из его спектральной характеристики, обращая внимание на то, чтобы достаточно мощное излучение приходилось именно на зону от 720 до 1500 нм.

В качестве источников инфракрасного излучения используют электрические лампы накаливания. Спектральная характеристика лампы накаливания зависит от температуры нити: при более высоких температурах нити максимум излучения сдвигается в сторону ближней инфракрасной части спектра. Поэтому в экспертной практике в качестве источников инфракрасных лучей применяются лампы накаливания с высокой температурой нити. Повышенную температуру накала нити имеют газонаполненные лампы с металлической нитью мощностью не менее 500 Вт, такие, как фотолампы (СЦ-51, СЦ-53), кинопроекционные (К-14, К-15), прожекторные (ПЖ-13, ПЖ-14, ПЖ-20, ПЖ-21, ПЖ-43, ПЖ-44). Перечисленные лампы имеют цветовую температуру, превышающую 3000 К. В этих лампах значительная доля излучения приходится на ближнюю инфракрасную часть спектра – 850–900 нм. Следует иметь в виду, что фотолампы имеют небольшой срок службы (6 часов), в связи с чем использование их менее целесообразно.

Достаточно интенсивное излучение в ближней инфракрасной зоне можно получить и при помощи нормальных осветительных ламп накаливания типа НГ и НВ при работе их в режиме перекала, в результате чего цветовая температура ламп может быть повышена до 3200 К. Лампы эти могут гореть при напряжении, превышающем на 10–15 % номинальное (не более), но срок службы их в таком случае значительно уменьшается.

На современном этапе развития технических средств для решения задач при производстве экспертиз, используют следующие специальные универсальные приборы (оснащённые электронно-оптическими преобразователями инфракрасного излучения в видимое) типа «ТКМ», «Регула-2, «Ультрамаг 225 SL», «Ультрамаг 25 ИКМ», «Ультрамаг С6»,«Пойнтер», «ДОРС-1000», «IR-2000» и др. Экспертами используются видеоспектральные компараторы [2].

Светофильтры. Ни один из существующих источников инфракрасных лучей не обладает выраженной избирательностью излучения. Наряду с инфракрасными лучами, каждый из них испускает интенсивный поток видимого света, а некоторые – и ультрафиолетовые лучи. В связи с этим возникает необходимость выделения нужного участка инфракрасной области спектра. Это достигается при помощи специальных светофильтров: как инфракрасных фильтров (ИКС-1, ИКС-2, ИКС-3), выделяющих участки только коротковолновых инфракрасных лучей, так и тёмно-красных светофильтров (КС-17, КС-18, КС-19), пропускающих не только инфракрасные, но и часть длинноволновых красных лучей. В каталогах дано описание фильтров, указаны их спектральные характеристики в виде кривых поглощения и пропускания1. Исходя из характеристик светофильтров с учётом спектрального состава излучения ламп, можно подбирать оптимальные сочетания фильтров и источников.

Для исследования тёмно-красной и инфракрасной люминесценции, возбуждённой сине-зелёным светом, используются светофильтры, задерживающие инфракрасные лучи. В этом случае объект следует освещать только лучами видимой части спектра, из которой необходимо полностью исключить красные и инфракрасные лучи, что достигается применением сине-зелёных светофильтров (например, СЗС-18). Удобны для этих целей жидкие светофильтры, представляющие собой водные растворы медного купороса различной концентрации в зависимости от толщины слоя. Полностью поглощает красные и инфракрасные лучи 10 %-ный водный раствор медного купороса при толщине слоя жидкости 30 мм.

Основной составляющей современных приборов ИК-визуализации является светофильтр, пропускающий отражённое от документа ИК-излучение, в этом случае нет необходимости применять традиционные светофильтры при фотосъёмке объекта в ИК-излучении.

Фотографические материалы. Скрытое инфракрасное изображение может фиксироваться при помощи фотографических материалов, обладающих чувствительностью к инфракрасным лучам. Во времена СССР, промышленностью выпускался большой ассортимент инфрахроматических фотоматериалов: пластинок, плёнок [3].

Все инфрахроматические фотоматериалы обладают избирательной чувствительностью к определённым участкам инфракрасного спектра. В наименовании фотоматериалов типа «инфра» указаны зоны их максимальной чувствительности. Например, пластинки «Инфра-720» максимально сенсибилизированы к лучам с длиной волны 720 нм,«Инфра-760» – к лучам 750–760 нм,«Инфра-810» – 800–810 нм и т. п. Инфрахроматические плёнки «И-810», «И-920» обладают более высокой чувствительностью по сравнению с пластинками, сенсибилизированными к соответствующим зонам инфракрасного излучения. Плёнки «И-1030», «И-1070» сенсибилизированы к более длинноволновому излучению, обладающему высокой проникающей способностью, поэтому они могут с успехом использоваться при фотографировании объектов в проходящих инфракрасных лучах (например, для прочтения заклеенных текстов, выполненных красящими веществами, поглощающими инфракрасные лучи).

Как правило, общая светочувствительность фотоматериалов, сенсибилизированных к более длинноволновым зонам инфракрасного излучения, меньше, чем у инфрахроматических материалов, очувствлённых к коротковолновым лучам.

Из зарубежных инфрахроматических фотоматериалов известны пластинки и плёнки типа, «Агфа». Область максимальной сенсибилизации этих фотоматериалов указана на их упаковке.

Исследование в отражённых инфракрасных лучах. Выявление текстов методом исследования в отражённых инфракрасных лучах основано на свойстве ряда красящих веществ поглощать инфракрасные лучи. Такими, в частности, являются красящие материалы, содержащие сажу, графит, соединения железа и ряд других.

В отражённых инфракрасных лучах выявляются стёршиеся цветные записи, выполненные красящими веществами, поглощающимиинфракрасные лучи, а также слаборазличимые тексты на тёмном фоне при условии, что красящее вещество текста поглощает инфракрасные лучи, а краситель фона не поглощает их. Исследованием в отражённых инфракрасных лучах, кроме того, выявляются залитые, закрытые другими штрихами записи, в тех случаях, когдакраситель пятна не поглощает инфракрасные лучи, а красящее вещество текста их поглощает [4].

 

Исследование документов в ультрафиолетовых лучах

Некоторые красящие вещества и материалы документов (бумага, картон) при освещении их ультрафиолетовыми лучами поглощают и отражают такие лучи иначе, чем видимый свет, а, кроме того, могут люминесцировать, то есть излучать видимый свет. Различают два метода исследования документов в ультрафиолетовых лучах: исследование в отражённых ультрафиолетовых лучах и исследование видимой люминесценции, возбуждённой ультрафиолетовыми лучами.

Ультрафиолетовый участок спектра, занимает область от 10 до 390 нм. В практической работе при восстановлении текстов документов указанный диапазон используется частично – от 320 до 390 нм.

Источники ультрафиолетовых лучей – газоразрядные и люминесцентные лампы. Тип используемых источников зависит от вида аппаратуры, с помощью которой производят исследование, а также конкретных задач по выявлению текста документа. Источниками, обладающими наибольшей мощностью, а, следовательно, и яркостью, являются ртутные дуговые лампы, которые подразделяются на лампы низкого, высокого и сверхвысокого давления.

К лампам низкого давления относятся бактерицидные лампы БУВ, максимум излучения которых находится в области около 250 нм. Широкого распространения эти лампы не получили ввиду того, что излучение их в более длинноволновой области ультрафиолетовых волн незначительно. Однако, если встречается необходимость в исследовании и фотографировании в зоне 250 нм, использовать эти источники можно в установке МРКА. Следует учитывать, что работать в этой зоне ультрафиолетового излучения возможно только с кварцевой оптикой.

Лампы высокого давления ПРК-2, ПРК-4 и ПРК-7 наиболее распространены и используются во всех осветителях медицинского типа (например, Л-75 и др.). Эти лампы имеют линейчатый спектр излучения, то есть излучают только фиксированные узкие участки спектра с длиной волны 248, 254, 265, 297, 303, 313, 334 и 365 нм. Лампа ПРК-4 питается переменным током напряжением 110/127 В,мощностью 220 Вт. Лампы ПРК-2 и ПРК-7 работают от напряжения 220 в, потребляя мощность соответственно 375 и 1000 Вт.

Удобными источниками, хотя и менее мощными, являются люминесцентные лампы ЭУВ (эритемная) и УФО–4А. Эритемная лампа отличается от бактерицидной тем, что внутренняя поверхность баллона покрыта люминофором, излучающим свет в области 275–360 нм в результате возбуждения более коротких ультрафиолетовых лучей, образующихся во время электрического разряда в парах ртути. Такие лампы мощностью 15 Вт применяются в качестве источников ультрафиолетовых лучей в установке МРКА.

Лампы УФО–4А используются в малогабаритных осветителях – приборах УМ-1 («Ультрасвет») и УК-1. Прибор УМ-1 работает только от сети 127/220 В,прибор УК-1 переносной, питается от дисковых аккумуляторов Д-0,2, подзаряд которых производят с помощью зарядного устройства, прилагаемого к прибору.

Наиболее мощными источниками ультрафиолетовых лучей являются лампы сверхвысокого давления СВДШ-120, СВДШ-250 и СВДШ-500, состав излучения которых соответствует составу ламп высокого давления. Лампы СВДШ-120 установлены в осветительных приборах УО-18 (одна лампа) и «Таран» (две лампы).

Светофильтры. При фотографировании в ультрафиолетовых лучах необходимо задерживать видимый свет, который частично излучают почти все ультрафиолетовые источники, и пропускать только ультрафиолетовые лучи. Это достигается с помощью соответствующих светофильтров: УФС-1, УФС-2, УФС-4 и УФС-62. Все эти фильтры свободно пропускают излучение в зоне 320–390 нм. Для более эффективного использования зоны 365 нм лучше применять светофильтр УФС-6 (старое название УФС-3) со следующими источниками: лампы ПРК, УФО–4А, СВДШ и ЭУВ (эритемная).

Светофильтры красного, оранжевого, жёлтого и желто-зелёного цветов из паспортизированных наборов или из других наборов используются при фотографировании люминесценции в качестве заградительных фильтров, устанавливаемых для выделения цвета люминесценции и исключения сопутствующих отражённых от документа ультрафиолетовых лучей. Необходимо иметь в виду, что красители, используемые в фильтрах, могут в большей или меньшей степени люминесцировать под воздействием ультрафиолетовых лучей. Свечение светофильтра снижает контраст изображения из-за образующейся вуали на светочувствительном слое фотопластинки или плёнки. Светофильтры синего и голубого цвета без применения специальных мер при фотографировании люминесценции применять не следует, так как они пропускают большое количество ультрафиолетовых лучей.

Устранить свечение красителей светофильтров и исключить пропускание ими ультрафиолетовых лучей возможно путём применения защитных фильтров, устанавливаемых перед фильтром, который используется для усиления контраста люминесценции. Защитными светофильтрами могут служить жёлтые светофильтры («ЖС-4», «ЖС-11», «ЖС-12»). Бесцветные светофильтры, задерживающие ультрафиолетовые лучи, можно изготовить в условиях криминалистической лаборатории. Для этого берут два чистых, без свилей и царапин квадратных стекла, накладывают их друг на друга и между ними по краям вкладывают полоски из целлулоида, полистирола или оргстекла шириной 3–4 мм и толщиной 0,4–0,8 мм. С одной стороны в полосках оставляют два зазора, в которые вставляют отрезки проволоки диаметром несколько меньшим толщины полосок. Далее края стекол заклеивают. Это можно сделать с помощью липкой ленты или опустить поочередно края стекол в расплавленный парафин. Затем проволоку вынимают и в одно из образовавшихся отверстий вливают с помощью пипетки или шприца жидкость, поглощающую ультрафиолетовые лучи. Например, насыщенный водный раствор нитрита калия либо 30 %-ный раствор метанитрофенола в спирте.

Фотографические материалы. Поскольку естественная спектральная чувствительность галогенида серебра, применяющегося в эмульсионном слое фотопластин и фотоплёнок лежит в ультрафиолетовой области, то для исследования в ультрафиолетовых лучах можно применять любые фотослои – от несенсибилизированных до изопанхроматических. В данном случае на первое место выступает требование высоких значений коэффициента контрастности фотоматериалов.

 

Фотографическое усиление контраста изображения

Под фотографическим усилением контраста понимают использование различных фотографических процессов, позволяющих произвести преобразования небольших контрастов оригиналов в большие контрасты на фотоматериале. К таким процессам относятся: контрастирующая съёмка, контратипирование и химическое усиление негативов.

Наиболее простым способом усиления контраста изображения является обычная репродукционная съёмка с использованием контрастных фотографических материалов, обработанных в специальных, контрастно работающих проявителях. Для получения на фотоснимке нужного эффекта существенное значение имеет качество наводки на резкость, правильный выбор фотоматериала и соблюдение специальной технологии его обработки.

Контрастная чувствительность глаза в значительной степени зависит от чёткости контуров штрихов, поэтому резкая граница между штрихами и фоном позволяет лучше различать их детали. Высокая резкость изображения может быть достигнута тщательной наводкой при условии, что съёмочная аппаратура установлена достаточно устойчиво и снабжена оптикой, обладающей высокой разрешающей способностью.

Фотографический материал, предназначающийся для контрастирующей съёмки, должен иметь коэффициент контраста (γ)не ниже 2,0. Наиболее пригодными для этой цели следует считать фототехнические плёнки ФТ-30 (γ = 3,2), ФТ-31 (γ = 3,0), ФТ-32 (γ = 3,5), ФТ-СК (γ = 5,0), ФТ-КР (γ = 3,2); перфорированные плёнки «Микрат-200» (γ = 3,0), «Микрат-300» (γ = 4,0); репродукционные пластинки «штриховые особоконтрастные» (γ = 3,0), «штриховые сверхконтрастные» (γ = 4,0) и «штриховые наивысшей контрастности» (γ = 4,5).

Процесс обработки плёнки требует соблюдения определённых условий. Прежде всего, это относится к выбору химикатов, входящих в состав проявителей. Обычно в состав контрастно работающих проявителей входят гидрохинон, едкий натр и бромистый калий или бензотриазол. Иногда в качестве проявляющего вещества к гидрохинону добавляют метол.

Употребление едкого натра вместо широко применяемых соды и поташа способствует быстрому наращиванию плотностей в тех местах, где воздействовал свет. Бромистый калий и бензотриазол входят в растворы как вещества противовуалирующие. Для практической работы рекомендуются следующие рецепты контрастных быстроработающих проявителей:

I. Вода – 1 л, гидрохинон – 25 г, сульфит натрия кристаллический – 140 г, едкий натрий – 28 г, бромистый калий – 25 г. Время проявления при 20°С от 3 до 5 мин.

II. Вода – 1 л, метол – 5 г, гидрохинон – 45 г, сульфит натрия кристаллический – 180 г, едкий натр – 40 г, бромистый калий – 10 г, бензотриазол – 1 г. Время проявления при 25°С от 40 с до 1,5 мин.

Промышленность СССР раньше выпускала уже готовые проявители, название и состав которых приведены в табл. 1 и 2.

 

Таблица 1

Рецептура обыкновенных, выравнивающих и мелкозернистых проявителей

Тип проявителей

 

 

 

Марка проявителя

Составные части, г/л

Метол

Пирокатехин

Глицин

Фенидон

Гидрохинон

Сульфит натрия безводный

Гидроксид натрия

Сода безводная

Поташ

Тринатрий фосфат

Бура кристаллическая

Борная кислота кристаллическая

Бромид калия

Обыкновенные

Стандартный №1 (К. В. Чибисова)

 

ФТ-2*

 

ИД-67**

 

1

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,25

 

6

 

6

 

8

 

26

 

40

 

75

 

 

 

 

20

 

 

37,5

 

 

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

6

 

2

Выравнивающие

ПВ-4 (С. Г. Богданова)

 

Бирра

 

Виндиша***

 

0,25

 

 

 

 

 

2

 

 

0,4

 

 

 

 

 

0,25

 

 

 

25

 

5

 

 

 

1,6

 

1

 

0,66

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

0,5

 

Мелкозернистые

Стандартный №2 (Агфа-12; А-12)

Д-76 (Н-2)

Пирсона

Д-23

Стандартный №5

 

8

2

7,5

1,6

 

 

 

0,4

 

5

4

2

 

125

200

100

100

100

 

 

6

 

 

 

2

2

2

 

8

 

2,5

0,1

0,4

 

* Для получения негативов средней контрастности проявитель разбавляют водой в отношении 1:2.

** Запасной раствор; для получения рабочего раствора его разбавляют водой 1:2.

*** Бессульфитный проявитель, пригоден лишь для однократного использования.

 

Таблица 2

Рецептура контрастных и сверхконтрастных проявителей

Тип проявителя

 

 

Марка проявителя

Составные части,

г/л

мл/л

Метол

Гидрохинон

Хингидрон

Сульфит натрия безводный

Метабисульфит калия*

Сода

Гидроксид натрия

Гидроксид калия

Борная кислота

Бензотриазол

Бромид калия

Параформальдегид

Циклогексанон

10%-ный р-р Кф**

Контрастные

Д-8

 

Д-11

 

1

30

 

9

 

60

 

75

 

 

25

25

 

 

 

 

20

 

5

 

 

 

Сверхконтрастные

ОРВО-70

Д-85

Гидрохино-новый с цик-логексаноном

Хингидроно­вый

ИП-3

 

 

 

12,5

22,5

 

 

4

 

22,5

 

 

 

4

30

 

 

2

 

37,5

12,5

2,6

 

 

 

 

 

 

50

 

 

 

20

25

 

 

15

 

7,5

 

 

 

7,5

 

 

 

1

12,5

 

 

1

 

2,5

7,5

 

 

 

7,5

 

 

40

 

 

 

 

1

 

* Сульфитный буфер.

** Контрастирующая добавка.

 

Повышение контраста фотографического изображения возможно способом контратипирования, сущность которого заключается том, что с негатива контактным способом изготавливают диапозитив. С диапозитива печатается негатив и так повторяется несколько раз, в результате чего контраст изображения в каждом последующем негативе или диапозитиве возрастает.

Процесс контратипирования несложен и позволяет получить хорошие результаты, если соблюдены следующие условия:

1. В первом негативе должна полностью отсутствовать вуаль.

2. Следует применять фотоматериалы только с коэффициентом контраста выше 1.

3. Фотоматериал надо использовать мелкозернистый, невысокой чувствительности (фототехнические плёнки ФТ-СК, ФТ-КР, диапозитивные фотопластинки).

4. При экспонировании не допускать недодержек, иначе контраст может оказаться меньше исходного.

5. Проявление вести до достижения максимального контраста.

6. Рекомендуется на промежуточных контратипах удалять вуаль ослабителем по Фармеру.

При многократном контратипировании наряду с усилением штрихов текста документа усиливаются все неоднородности фона, которые, в конечном счёте, могут затруднить прочтение текста. Практически считается, что четырёхкратное контратипирование является пределом.

Химическое усиление фотографических изображений производится в тех случаях, когда необходимо повысить плотность и контрастность негатива. Для восстановления слабовидимых текстов обычно используются пропорциональные усилители, дающие возможность повысить плотность тёмных участков негатива при незначительном потемнении светлых участков. Таким является йодно-медный усилитель, позволяющий значительно увеличивать контраст фотографического изображения, не ухудшая заметно его качества. Усиление производят в два приёма: сначала негатив отбеливается, а затем чернится. Для отбеливания готовят два раст­вора:

1. Вода – 1 л; медь сернокислая – 10 г;уксусная кислота концентрированная – 60 мл.

2. Вода – 500 мл, калий йодистый – 10 г, 25 %-ный водный раствор аммиака – 80 мл.

Растворы сливают вместе. Рабочий раствор должен быть  светло-голубого цвета. При избытке кислоты раствор окрашивается в зеленовато-синий цвет, а при избытке аммиака – в тёмно-синий. Для получения правильного соотношения компонентов в раствор, в случае необходимости довести его до светло-голубого цвета, следует добавить кислоты или аммиака. Отбеливающий раствор может использоваться многократно и храниться в течение года.

Процесс усиления производят следующим образом: негатив погружают в отбеливающий раствор, а затем после отбеливания промывают в проточной воде в течение 10–15 мин. После этого производят чернение в растворе: вода – 500 мл, серебро азотнокислое – 1 г, натрий уксуснокислый – 3 г. Данный раствор хранят в темноте.

Негатив с усиленным изображением промывают в воде и фиксируют в растворе, состоящем из воды – 1 л и 25 %-ного водного раствора аммиака –100 мл. Окончательная промывка производится в течение трёх минут.

К одному из лучших способов усиления фотографических изображений относится усиление методом тёмного поля. Способ заключается в фотографировании отбеленного негатива, освещённого боковым светом.

Первая стадия усиления состоит в отбеливании негатива в отбеливателе для йодно-медного усиления. Получение хороших результатов, прежде всего, связано с выбором негатива. Негатив должен иметь небольшую плотность (0,2–0,3), быть без вуали, хорошо отфиксированным и промытым. После процесса отбеливания негатив тщательно промывают проточной водой в течение 10 мин.

Усиление производят на репродукционной установке, по схеме, показанной на рис. 1. Негатив, с которого производится усиление изображения, должен находиться на чёрном фоне. Процесс усиления удобнее всего производить на установке МРКА.

Отбеленный негатив помещают в рамку, предназначенную для изготовления диапозитивов, боковое освещение создаётся при помощи осветителя ОИ-19 и зеркала. На предметный стол устанавливают ящик размером 100x300x400 мм, зачернённый внутри. В верхней части ящика имеется квадратное отверстие, которое при съёмке размещают точно под негативом. Угол падения световых лучей подбирается экспериментально посредством зеркала.

 

фотографирование при усилении отбеливанием

Рис. 1. Схема фотографирования при усилении отбеливанием: 1 – осветитель, 2 – фотокамера, 3 – отбеленный негатив, 4 – зеркало, 5 – ящик, зачернённый внутри.

 

Примечания:

1. ГОСТ 9411–91. Стекло оптическое цветное. Технические условия.

2. Марки светофильтров даются по ГОСТ 9411–91.

 

Литература:

1. Зуев В. Д., Коробочкина Т. А., Моисеев А. П. Восстановление содержания документов. – М.: ВНИИ МВД СССР, 1974.

2. Четвёркин П. А., Головастиков Г. Ю. Актуальные проблемы использования спектральных видеокомплексов (видеоспектральных компараторов) в судебной экспертизе // Судебная экспертиза: дидактика, теория, практика: Сборник научных трудов. – М.: Московский университет МВД России, 2007. – Вып. 3. – С. 116–120.

3. Зуев В. Д., Красавин А. И. Фотографические материалы и их применение в оперативно-розыскной, следственной и экспертной работе. – М.: ВНИИ МВД СССР, 1960.

4. Лютов В. П., Лютова Л. В. Обсуждение результатов изучения документов с помощью электронно-оптического преобразователя // Судебная экспертиза: дидактика, теория, практика: Сборник научных трудов. – М.: Московский университет МВД России, 2013. – Вып. 9. – С. 71–74.


Комментарии (4)

Оставлять комментарии могут только авторизированные пользователи
Эксперт Судебный

Спасибо автору, вспомнил свою экспертную юность. Но тем не менее вопрос - а в чем практическая значимость данной статьи? На местах практически не осталось фотолабораторий, работающих по мокрому процессу, да и фотооборудование соответствующее давно списано в утиль.

Дмитрий Копаев

Где же автор? Ответь на комментарий. Мне представляется, что практическая ценность в том, чтобы не потерять тот опыт, который был накоплен. Что-то не припомню, чтобы за последнее десятилетие выходила более или менее стоящая литература по данному вопросу. Так что автору спасибо! И пожелание - раз уж назвался груздем, будь любезен участвовать в дискуссии.

Владимир Тябин

Mecklenburger Комментарий к комментарию к статье О. А. Белиловец Прочёл я предыдущий комментарий к статье О. А. Белиловец (или О. А. Белиловца) и возрадовался, возблагодарил Господа Бога нашего за то, что дал мне разум и способность анализировать. А к чему это я? Автор предыдущего комментария под ником «Эксперт Судебный» пишет: «Спасибо автору, вспомнил свою экспертную юность». Из этого сообщения я делаю вывод, что «Эксперт Судебный» – эксперт с довольно большим стажем работы в сфере судебной экспертизы. Он спрашивает: «…в чём практическая значимость данной статьи? На местах практически не осталось фотолабораторий, работающих по мокрому процессу, да и фотооборудование соответствующее давно списано в утиль». Надеюсь О. А. Белиловец простит мне мою вольность ответить за него (или за неё). Во-первых, не все экспертные подразделения «выкинули» Уларусы, МРК и проч. Как пишет О. А. Белиловец, эти установки значительно устойчивее, нежели современные, но неустойчивые к сотрясениям установки типа «Кайзер», и при длительных выдержках, не обеспечивающие получение чёткого изображения. Объяснение этому можно найти в интервью Д. А Шлыкова и В. П. Лютова журналу «Водяной знак» [2014, № 1, с. 55–57]. Они отмечают, что «Производители не всегда учитывают специфику судебно-экспертной деятельности, понятия экспертного исследования подменяются понятиями оперативного контроля документов». Отсюда и сложности в использовании современных приборов для исследовательских целей. Поэтому, если руководитель экспертного подразделения – профессионал, а не моряк, не лётчик или танкист, то он не будет настаивать на уничтожении практически вечной техники. Во-вторых, статья О. А. Белиловец имеет подзаголовок – «Ч. 1. Традиционные методы повышения контраста изображения, используемые в судебной фотографии (аналоговые способы)». Можно ли критиковать статью в целом и первую часть статьи в частности, если мы не знаем, что будет опубликовано во второй части? Кроме того, О. А. Белиловец указывает причину, по которой была составлена эта часть: «Традиционные методы повышения контраста реквизитов документов исчерпывающе описаны в работе [1], ставшей библиографической редкостью. …Учитывая недоступность широкому кругу экспертов упомянутой работы, ниже приведено краткое свободное изложение её основных тезисов». Обзор методов, в соответствии с общим названием статьи, не может обойти исторического подхода, поскольку, как говорил один из основоположников органической химии Август Кекуле: «Все мы стоим на плечах наших предшественников, поэтому видим дальше их». В-третьих, не все эксперты имеют такой стаж, как «Эксперт Судебный». Есть начинающие эксперты, а есть студенты, которым будет интересен опыт «их отцов», хотя бы для написания курсовых или дипломных работ. Кстати, на сайте www.odnoklassniki.ru/proexpertizu эксперты положительно оценили эту первую часть статьи. «Эксперт Судебный» должен понимать, что статьи пишутся не только Для Него, есть и другие, специализирующиеся в данном направлении лица. Ещё Господь предостерегал нас от гордыни. Поэтому… пожелаю «Эксперту Судебному» здоровья и подбодрю О. А Белиловец на написание второй части статьи.

Олег Белиловец

Всем здравствуйте, коллеги! Приношу свои извинения за томительное молчание! Хочу всех поблагодарить за оставленные комментарии и обсуждение данной темы. В первую очередь отвечаю на вопрос, за кой уже "Владимир Тябин" взял смелость ответить, что данная статья, является первой частью темы, в которой как минимум две части, полная версия темы, к сожалению, в этом выпуске не поместилась, поэтому говорить о практической ценности еще рано, так как для полного понимания необходимо, ознакомится со всем материалом и тогда можно приступить к бурной дискуссии, с выявлением сильных или слабых сторон. Очень понравилось высказывание: «Все мы стоим на плечах наших предшественников, поэтому видим дальше их», также с моей стороны хочу добавить, что: «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» Экспертов-криминалистов(я думаю Вы со мной согласитесь), можно приравнять к данному высказыванию, не будем знать прошлых положений, не сможем придумать новые (и будем вертеться на одном месте)потому как, нас всех обучали, обучают и будут обучать (если останутся великие преподаватели, которые учат, чтобы научить, а не абы, отсидеть свои часы в университете), чтобы Эксперты-криминалисты, в первую очередь могли мыслить, знать и самое главное понимать сам процесс от начала до конца, потому как если Эксперт-криминалист, будет просто нажимать кнопочку на цифровом фотоаппарате и элементарно не понимать процесс того, что происходит, он будет не более послушного робота для бездумного исполнения поставленной задачи и таким Экспертам-криминалистам на земле говорят: " иди, не мешайся, вон там кисточкой помахай." Также, не даром, существует и такое высказывание: « Все новое – хорошо забытое старое» Иногда, порой, не хочу никого обидеть, приходят такие Эксперты-криминалисты, умеющие нажимать на кнопочку и не более, на руководящие должности и начинают изобретать велосипед, не понимая элементарных принципов, из-за этого страдают не только Эксперты-криминалисты, страдает сама наука, практическое применение и идет стагнация или что еще хуже деградация практического применения и происходит отток ценных кадров. Хочу добавить и то, что, не смотря на то, что мокрый процесс уже не применяется, но методы, сопутствующие при мокром процессе в частности, выявлению контраста, отлично применимы и для цифрового процесса, взять, к примеру, использование светофильтров для усиления контраста или для цветоделительной фотосъемке, усиление контраста светом и т.д., которые успешно применяются на старых (забытых) специальных устройствах. Еще раз всем спасибо за внимание, будем ждать выхода второй части статьи для дальнейшего обсуждения!