|
|||||
| |||||
Александров Ю. Н., заместитель начальника кафедры информатики и математики; Дядык Е. С., курсант 3 курса Института судебной экспертизы; Финогенова А. Д., заместитель командира взвода 3 курса Института судебной экспертизы (Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, г. Москва)
В статье рассмотрены проблемы импортозамещения в сфере информационных технологий на примере портретной экспертизы как наиболее «требовательной» к объёму функциональных возможностей программных продуктов. Описаны нормативные правовые акты, регулирующие процесс импортозамещения, оценены положительные и отрицательные стороны использования офисных пакетов LibreOffice и МойОфис, графических редакторов GIMP, AliveColors и специального программного обеспечения «ПАПИЛОН Растр». Ключевые слова: портретная экспертиза; информационные технологии; графические редакторы; текстовые редакторы; импортозамещение; GIMP; LibreOffice.
А 46 ББК 67.53 УДК 343.983 ГРНТИ 10.85.31 Код ВАК 12.00.12
Problems of switching to alternative software in preparing the opinion of a forensic expert on portrait examination
Yu. N. Aleksandrov, deputy head of the Department of Informatics and Mathеmatics; E. S. Dyadyk, 3rd year cadet of the Institute of Forensic Examination; A. D. Finogenova, 3rd year cadet of the Institute of Forensic Examination (Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. J. Kikot') (city Moscow)
The article deals with the problems of import substitution in the field of information technology on the example of portrait expertise as the most "demanding" to the volume of functional opportunities of software products. The authors describe the legal acts regulating the import substitution process, and valued the positive and negative aspects of using office packages LibreOffice and MoyOfis, graphic editors GIMP, AliveColors, and specialized software "PAPILON Raster". Keywords: portrait expertise; information technology; graphic editors; text editors; import substitution; GIMP; LibreOffice. _____________________________________
Политика импортозамещения в области информационных технологий в Российской Федерации стартовала с принятием Федерального закона от 29 июня 2015 года № 188-ФЗ[1] и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года № 1236[2]. В соответствии с данными нормативно-правовыми актами был создан Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Единый реестр) и установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств, за исключением отдельных случаев. Доступ к Единому реестру осуществляется через сайт https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/ Следующим этапом импортозамещения в рамках информационных технологий стало Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 года № 1588-р[3], в котором обозначились этапы перехода на российское офисное программное обеспечение, для их реализации Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в свою очередь, выпустило ряд приказов[4], утверждающих и уточняющих методические рекомендации по переходу федеральных органов власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, а различные министерства и ведомства на основе их выпустили свои приказы, так МВД России издало приказ от 10 мая 2018 года № 284[5]. Таким образом, была сформирована правовая основа политики импортозамещения в области информационных технологий в Российской Федерации и в МВД России, в частности. Данные нормативные акты не указывают явно (и не должны это делать), на какие именно программные продукты нужно переходить. В качестве частного случая рассмотрения процесса импортозамещения в сфере информационных технологий в рамках МВД России была предложена портретная экспертиза как один из наиболее сложных видов экспертиз в плане использования информационных технологий. В данной статье мы рассмотрим три категории программного обеспечения: 1) операционные системы; 2) офисный пакет прикладных программ (нас будет интересовать текстовый редактор); 3) растровый графический редактор. В настоящее время подавляющее большинство экспертов привыкло работать с операционной системой Microsoft Windows, растровым графическим редактором Adobe Photoshop и текстовым редактором Microsoft Word из офисного пакета Microsoft Office (версии программных продуктов намеренно не указаны). Однако все эти программные продукты не являются российскими, их нет в Едином реестре и, как следствие, необходимо отказываться от их использования. Операционные системы играют определяющую роль в выборе остальных категорий программного обеспечения, поскольку и графический, и текстовый редактор должны работать под управлением этой выбранной операционной системы (быть с ней совместимыми). В Едином реестре в настоящее время находится более 20 операционных систем. Большинство из них разработано на основе свободно-распространяемой операционной системы Линукс с открытым исходным кодом, точнее семейства операционных систем: АльтЛинукс (Базальт СПО); Astra Linux (НПО РусБИТех); GosLinux (Федеральная служба судебных приставов России); Эльбрус (АО «МЦСТ») и многие другие. Все они построены на основе различных дистрибутивов Линукс с разной степенью переработки отдельных модулей и различной доступностью исходного кода. Но, по сути, это версии операционной системы Линукс и поэтому во многом схожи. В частности, во все эти операционные системы входят репозитории прикладного программного обеспечения, в которые обязательно входят и графические редакторы, и офисные пакеты. Проблема заключается в том, что эти прикладные программные продукты не являются российскими и сами по себе не входят в Единый реестр в соответствующих категориях (офисный пакет, или средство мультимедиа). Таким образом, получается юридическая коллизия. С одной стороны, эти программы являются частью (приложением) операционной системы, входящей в Единый реестр, в таком случае их использование допустимо; но с другой стороны, они не является российскими программными продуктами, следовательно, если рассматривать их с позиции применения для целей портретной экспертизы, то использование их становится невозможным ввиду противоречия нормативно-правовым актам, перечисленным ранее. Также следует отметить ещё одно важное следствие того, что все операционные системы, занесённые в Единый реестр, являются операционными системами, построенными на основе операционной системы Линукс. Программные продукты из других двух категорий должны работать под Линуксом. То есть обычные, привычные нам Windows-приложения не подходят (различные варианты эмуляции Windows не стоит рассматривать серьёзно, поскольку для этого требуются дополнительные ресурсы компьютера). В классе офисных приложений ситуация складывается следующим образом. В большинство дистрибутивов вышеперечисленных операционных систем входит офисный пакет LibreOffice или офисные пакеты, написанные на основе LibreOffice (Циркон-Офис (ЗАО МВП Свемел) и AlterOffice (ALMI Partner). Единственной альтернативой пока является офисный пакет МойОфис, который создаётся компанией ООО «Новые облачные технологии» «с нуля». Но, к сожалению, программный продукт, подходящий под понятие «российский», пока не обладает достаточными способностями, для того чтобы рекомендовать его для оформления экспертных заключений по портретной экспертизе [1]. Разработкой и поддержкой LibreOffice занимается некоммерческая организация The Document Foundation[6], зарегистрированная в Берлине. История LibreOffice началась в 1985 году с пакета StarOffice, далее OpenOffice, то есть LibreOffice развивался почти столько же времени, что и привычный нам Microsoft Windows, и по набору возможностей практически ему равный. Таким образом, LibreOffice способен обеспечить экспертам-криминалистам возможность оформить экспертное заключение. Отдельно стоит отметить, что АО «НПО РусБИТех» (разработчик Astra Linux) – первая российская компания, которая официально вошла в Консультационный совет (The Advisory Board) некоммерческой организации The Document Foundation, что позволит ей влиять на дальнейшее развитие LibreOffice. В классе графических редакторов тоже есть графический редактор, входящий в состав практически любого дистрибутива операционной системы на основе Линукса и обладающий схожими возможностями с образцовым графическим редактором Adobe Photoshop. Это свободно-распространяемый растровый графический редактор GIMP. Преимущества использования GIMP в портретной экспертизе следующие: – схожие с Adobe Photoshop возможности; – наличие его в репозиториях практически всех российских операционных систем, но с той же юридической коллизией, что и с LibreOffice. – отсутствие в Едином реестре графических редакторов со схожими функциональными возможностями. Недостатки GIPM для целей портретной экспертизы заключаются в следующем: – отсутствие протоколирования производимых операций, необходимого при производстве портретной экспертизы; – отсутствие необходимой сертификации на измерительные инструменты, имеющиеся в данной программе[7]. В связи с этим можно констатировать, что среди неспециализированных растровых графических редакторов на данный момент нет необходимого альтернативного графического редактора для целей портретной экспертизы [2, 3]. Выходом в сложившейся ситуации может быть использование специализированных программных продуктов, таких как Программное обеспечение автоматизированного рабочего места эксперта-криминалиста (программа РАСТР) акционерного общества «ПАПИЛОН». Данный программный продукт зарегистрирован в Едином реестре, однако измерительный инструмент программы должен иметь сертификат соответствия по Федеральному закону от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ. Проведённые исследования возможностей данного программного продукта в Московском университете МВД России имени В. Я. Кикотя показали, что по своему потенциалу и качеству работы несколько отстает от Adobe Photoshop. Для более полноценного использования в экспертной работе, на наш взгляд, следовало бы доработать данный программный продукт с целью эффективного решения задач, стоящих перед экспертами. В частности, отсутствует возможность обработки многослойного изображения, нет инструментов (вставки элементов векторной графики и текстовых выносок) для разметки признаков исследуемых объектов, недостаточная визуализация процесса измерения (нет встроенной линейки рядом с открытым изображением) и нет необходимого набора фильтров. После необходимой доработки данный программный продукт будет являться полноценной современной системой подготовки иллюстраций к заключениям экспертов. Для создания субъективных портретов можно рекомендовать программный продукт «Фоторобот 5», разработанный А. М. Банниковым и зарегистрированный в Едином реестре. Кроме того, есть возможность создания специализированного программного обеспечения на основе российских графических редакторов общего назначения, например, AliveColors, в случае, если их разработчики заинтересуются возможностью адаптации своих программных продуктов под нужды экспертов-криминалистов. При этом надо понимать необходимость возможности работы такого программного обеспечения под управлением операционной системы Линукс. Таким образом, в классе операционных систем альтернативой Microsoft Windows становятся операционные системы на основе Линукс. В МВД России c наибольшей вероятностью будет внедрена операционная система Astra Linux. В классе офисных пакетов будущее за офисным пакетом LibreOffice или его российскими клонами. А на замену графическому редактору Adobe Photoshop может прийти редактор GIMP или, что более вероятно, специализированные программные продукты типа РАСТР (АО ПАПИЛОН).
Литература: 1. Александров Ю. Н., Финогенова А. Д. Возможности альтернативных текстовых редакторов при оформлении результатов портретной экспертизы. // Энциклопедия судебной экспертизы. – 2018. – № 4 (19). – С. 42–49. 2. Юрченко Т. П. Проблема выбора и использования программного обеспечения при производстве портретных экспертиз. // Сотрудничество в сфере экспертной деятельности: Международный круглый стол: Сборник научных трудов: Научное электронное издание – М.: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2018. 3. Александров Ю. Н., Дядык Е. С. Возможности альтернативных графических редакторов при производстве портретной экспертизы. // Энциклопедия судебной экспертизы. – 2018. – № 4 (19) – С. 34–41.
[1] Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и статью 14 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”». [2] Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [3] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 года № 1588-р «Об утверждении плана перехода в 2016–2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения». [4] 1) Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29 июня 2017 года № 334 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения»; 2) Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04 июля 2018 года № 335 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения». [5] Приказ МВД России от 10 мая 2018 года № 284 «Об утверждении плана-графика перехода Министерства внутренних дел Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения на 2018 год и на плановый период до 2020 года». [6] https://www.documentfoundation.org/ [7] Федеральный закон от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (ред. от 13.07.2015). Комментарии (0)
Пока никто не оставил комментарий.
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|