|
|||||
| |||||
М. Н. Кузьмин, старший преподаватель кафедры криминалистики кандидат юридических наук; А. А. Мирошниченко, курсант 3 курса (Краснодарский университет МВД России) (г. Краснодар)
Обоснована необходимость внедрения биометрической фиксации лиц, начиная с достижения деликтоспособного возраста, и использования данной информации при идентификации лиц. Даны предложения по совершенствованию системы биометрической идентификации. Ключевые слова: биометрическая информация; видеорегистратор; фотофиксация; криминалистическая регистрация; признаки внешности.
К 89 ББК 67.53 УДК 343.983 ГРНТИ 10.85.31 Код ВАК 12.00.12
M. N. Kuz'min, A. A. Miroshnichenko. Use of biometric information for forensic registration by photofixation method
M. N. Kuz'min, Senior Lecturer at the Forensic Science Department Candidate of Law; A. A. Miroshnichenko, cadet 3 course (Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia) (city Krasnodar)
The necessity of introducing biometric fixation of persons, starting from reaching the legal age, and the use of this information in identifying individuals, is substantiated. Suggestions are given to improve the biometric identification system. Keywords: biometric information; video recorder; photographing; forensic registration; signs of appearance. _____________________________________
Испанский политический и государственный деятель, известный историк и писатель Эмилио Кастелар писал: «Для того, чтобы народы могли развиваться, расти, покрываться славой, мыслить и работать – в основе их жизни должна лежать идея прогресса» [1]. Таким высказыванием автор передаёт сущность нашего бытия на современном этапе развития общества. Действительно, человек прогрессирует, занимается саморазвитием и тем самым усовершенствует условия своей жизни. Основная мысль статьи направлена на развитие технологий в области защиты человека, а именно его безопасности. Речь идёт о фотофиксации граждан при помощи средств видеонаблюдения. Проблемой же является отсутствие необходимой информации у государства для более тщательной защиты своего населения техническими средствами. Путь её решения – внедрение криминалистической регистрации как обязательного компонента при получении гражданами Российской Федерации паспорта по исполнении четырнадцати лет, что является минимальным порогом возраста уголовной ответственности в нашей стране. То есть цель – расширение круга лиц, имеющих криминалистическую регистрацию. На сегодняшний день её имеет лишь часть населения России. К ним относятся: преступники; лица, когда-либо выступавшие в роли подозреваемых, обвиняемых; а также сотрудники правоохранительных органов. Но, к сожалению, этого мало для предупреждения и пресечения преступлений, а также для защиты так называемых потенциальных жертв. Считаем, что говорить о проблеме обязательной биометрической регистрации можно и нужно. Основываясь на принятой Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Резолюции от 8 октября 2015 года в ходе Международной научно-практической конференции на тему: «Совершенствование системы дактилоскопической регистрации» [2, c. 292], мы можем утверждать, что данная проблема не просто актуальна, в ней рассматриваются важнейшие задачи обеспечения безопасности как личности и общества, так и государства в целом. Направленность методики криминалистической регистрации путём фотофиксации заключается не столько в поимке правонарушителей для обеспечения безопасности, сколько в охране лиц, находящихся в социально опасном состоянии либо являющихся потенциальными жертвами преступлений, аварий и техногенных катастроф. Важно понимать, что бороться с этим необходимо. Поднимая вопрос о защите информации персональных данных и о возможных нарушениях при обращении с ней, беспокоиться не приходится, так как за данные противоправные действия существует уголовная ответственность. Это указано в Конвенции «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных»[1], принятой Советом Европы и ратифицированной Российской Федерацией. Для того чтобы внедрять криминалистическую регистрацию необходимо разобраться в её работе, уяснить, что данная система представляет собой в целом и по отдельности. Так, визуальная информация, которую мы получаем в процессе наблюдения, может использоваться для предотвращения, раскрытия и расследования преступления. Поэтому на сегодняшний день применение систем видеонаблюдения активно внедряется в деятельность органов внутренних дел. В соответствии с современным уголовно-процессуальным законодательством материалы видеозаписи могут выступать в качестве доказательств по уголовному делу, являясь приложениями протоколов следственных и судебных действий, вещественными доказательствами, а также иными документами [3, c. 269]. Теперь разберёмся, что представляет сам аппарат фотофиксации – видеорегистратор. Он представляет собой устройство, предназначенное для записи, хранения и воспроизведения видеоинформации. Работает по следующему принципу: камеры подключаются к видеорегистратору и передают на него видеоизображение по кабелям. Видеонаблюдение прочно укоренилось в жизни общества, и сегодня на улицах города, на зданиях, внутри торговых центров, в портах, в различных заведениях размещены видеокамеры. Разумеется, данный вопрос регламентируется на законодательном уровне такими нормативно-правовыми актами как Уголовный кодекс Российской Федерации[2], Федеральный закон «О персональных данных»[3], Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»[4] и иная нормативная документация. Вопрос допустимости применения современных систем видеонаблюдения в уголовном судопроизводстве и использование результатов их применения в качестве доказательственной информации был и остаётся достаточно актуальным в период интенсивного технического развития и переоснащения. Причина этого кроется в стремительном развитии технической и отставании законодательной базы. Естественно, что законодательно невозможно предусмотреть всех технических новинок, которые могут появиться в ближайшем будущем. По этой причине необходимо обозначить в законодательной базе саму возможность применения таких технических средств (не конкретизируя их) и регламентировать правила процессуального оформления результатов применения современных техники и технологий [4, c. 127]. А вот предусмотреть обязательную криминалистическую регистрацию, то есть создать единую базу данных биометрической информации на законодательном уровне можно и нужно. Несмотря на то, что система фиксации биометрической информации сама по себе является новой, известны случаи, когда данная система помогала изобличать преступников, подавая соответствующим органам сигнал о местонахождении данного субъекта. Так, практическое применение этой технологии пригодились, когда неизвестный мужчина ворвался в отделение одного из столичных банков и взял в заложники несколько человек. Благодаря камерам, полиция в считанные минуты узнала, что это разорившийся бизнесмен П. [5]. Сегодня столица насчитывает несколько тысяч уличных видеокамер, подключённых к системе идентификации лиц. Например, на станции метро «Фрунзенская» в столице России полицией был задержан мужчина, находившийся в розыске более года. Сигнал о его обнаружении был подан системой, внедрённой к Чемпионату мира по футболу–2018. После задержания данного лица было установлено, что пассажир, зафиксированный камерой видеонаблюдения, сбежал из Егорьевска, где в отношении его было возбуждено уголовное дело по факту совершения грабежа. Процесс идентификации заключается в сравнении двух (или нескольких) совокупностей признаков между собой. Поэтому для идентификации необходимо выделить эти признаки. При описании внешности человека крупными элементами лица, обладающими криминалистически значимыми признаками, являются: волосяной покров головы, лоб, брови, глаза, веки, щёки, нос, носогубный фильтр, губы, зубы, подбородок, ушные раковины. Однако в крупном элементе при углублённом его изучении можно выделить составные части: при описании глаз – строение глазной щели, выступание глазных яблок, вид внутренних углов глаз; при описании носа – переносье, спинка носа, основание носа, крылья носа. При этом каждый элемент внешности может характеризоваться следующими признаками: формой, размером, положением, цветом. Парные элементы также имеют симметрию или асимметрию [6, c. 90]. Таким образом, люди, которые проходят мимо камер, сверяются с загруженной в систему базой преступников или пропавших без вести лиц. Если лицо имеет высокую степень совместимости с имеющимися данными, то программа подаёт сотрудникам правоохранительных органов сигнал о наличии подозреваемого субъекта в определённом районе. Для того, чтобы работа велась без сбоев используют так называемые «специальные» камеры. Однако, это не так просто, так как камеры видеонаблюдения должны быть установлены против направления движения субъектов под углом не более 15 градусов. Как это будет работать с новой системой биометрической фиксации лиц, начиная с достижения деликтоспособного возраста? Также как и прежде, только с более высокой степенью эффективности. Так как при наличии в базе данных биометрических данных всего населения, это в разы уменьшит время, затраченное на задержание лиц, находящихся в розыске, а также, что является более важным фактором, – сыграет профилактическую роль в борьбе с преступностью. Так, субъект, который недеется скрыться от правоохранительных органов, при наличии данной системы будет знать, что шансы остаться незамеченным – малы. Следовательно, количество совершаемых преступлений должно уменьшиться в разы. Многие знают, что камеры могут идентифицировать человека не только по лицу. Уже созданы алгоритмы, учитывающие одежду, окружение, походку. Камеры видеонаблюдения получают аналитику захвата биометрической информации, позволяя фактически «видеть» частоту сердечных сокращений, используя стандартную технологию записи. Помимо того, о чём уже было сказано, мы предлагаем усовершенствовать систему идентификации. Сущность заключается в том, что робот будет определять область биометрических совпадений, это позволит не только сличать и сопоставлять субъект с фотоснимком, но и оказывать помощь экспертам. Это важно потому, что после обнаружения и выявления разыскиваемого лица обязательно необходима судебная экспертиза, которая уже может являться доказательством по нашему законодательству [7]. Из анализа вышеприведённых фактов и примеров становится ясно, что видеонаблюдение действительно помогает правоохранительным органам в раскрытии преступлений, не говоря уже о помощи применения камер слежения человеку в обычной жизни. Конечно, существуют не беспочвенные опасения, что может произойти утечка информации из баз данных, что данную тему можно интерпретировать как путь к тотальному контролю, к возможности фальсификации информации и, в конце концов, система биометрической фиксации лиц, начиная с достижения деликтоспособного возраста, вступает в противоречие с религиозными взглядами и воззрениями. По поводу утечки информации из баз данных стоит отметить, что любая система в нашем законодательстве имеет пробелы, иначе в нашем мире не существовало бы преступности. Если рассматривать данный вопрос с позиции тотального контроля, то следует заметить, что свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Иными словами, некрасиво названный «тотальный контроль» имеет направленность на охрану граждан и защиту их жизни и здоровья, а также собственности. Разумеется, было бы правильным внести изменения в Федеральный закон «О персональных данных» в ходе принятия всеобщей биометрической регистрации. По поводу пункта о фальсификации отметим, что согласно Уголовному кодексу Российской Федерации (ст. 327 «Фальсификация документов») санкции уже предусмотрены и правоохранительные органы ведут с этим правонарушением борьбу. Что касается противоречий системы религиозным воззрениям, то обратимся к практике и приведём пример такого следственного действия, как эксгумация (ст. 178 УПК России). Общеизвестный факт, что учитывая религиозные побуждения, но, не всегда принимая их к сведению, согласно судебному постановлению данное следственное действие проводится. Подводя итог рассуждениям о необходимости применения системы криминалистической регистрации, следует отметить, что она поможет решить следующие задачи: – оперативная идентификация личности; – облегчение доступа граждан к получению госуслуг; – исключение мошенничества при совершении юридически значимых действий; – увеличение количества граждан, вовлечённых в электронное взаимодействие; – надёжность защиты документов, удостоверяющих личность от подделки. Поэтому мы предлагаем основные задачи для создания криминалистической регистрации: – расширение круга лиц, имеющих криминалистическую регистрацию; – централизация учётов идентификационной системы; – создание защищённых государственных каналов связи; – приобретение и эксплуатация оборудования, необходимого для биометрической регистрации. Таким образом, с новой системой мы сможем улучшить нашу жизнь и обезопасить её. Лица, выступающие против такого рода нововведений, были всегда, однако, технологии не стоят на месте, а развиваются, а значит и криминалистическая система должна быть. Литература: 1. Цитаты про развитие. [Электронный ресурс] URL:http://itmydream.com/citati/razvitie/11/ (Дата обращения 06.10.2018) 2. Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. – 2015. – №1. – С. 292–305. 3. Кошкин П. П. Запись систем видеонаблюдения как источник доказательств при расследовании преступлений. // «Чёрные дыры» в российском законодательстве. – 2007. – № 2. – С. 269–270. 4. Кандауров С. И. Процессуальный порядок приобщения записей систем видеонаблюдения к материалам уголовного дела. // «Чёрные дыры» в российском законодательстве. – 2006. – № 4. – С. 127–130. 5. [Электронный ресурс]. URL:https://pikabu.ru/story/v_moskve_poymali_pervogо (Дата обращения 13.10.2018) 6. Диденко В. Н. Использование телевизионных систем видеонаблюдения в целях предупреждения и раскрытия краж. // Научные исследования высшей школы: Сборник тезисов докладов и сообщений на итоговой научно-практической конференции (8 февраля 2005 года). – Тюмень, 2005. – С. 90–91. 7. Ч. 2 ст. 64, 71 АПК РФ, ч. 3 ст. 86 ГПК РФ Позиция защиты: что может обесценить экспертное заключение оппонента в суде? [Электронный ресурс] URL:https://www.eg-online.ru/article/258385/ (Дата обращения 11.10.20018)
[1] Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (заключена в г. Страсбурге 28.01.1981) (вместе с Поправками к Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (СДСЕ № 108), позволяющими присоединение европейских сообществ, принятыми Комитетом Министров в Страсбурге 15.06.1999). [2] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018). [3] Федеральный закон от 02 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». [4] Федеральный закон от 12 августа 1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Комментарии (0)
Пока никто не оставил комментарий.
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|