|
|||||
| |||||
Д. А. Шлыков, главный редактор журнала «Энциклопедия Судебной Экспертизы», эксперт Автономной некоммерческой организации «Исследовательский центр “Эксперт-Защита”» (г. Москва)
В статье рассмотрены существующие критерии деления объектов почерковедческой экспертизы на виды. Отмечается их несоответствие сложившейся практике в связи с появлением новых разновидностей объектов, приводятся примеры новых объектов. Предлагается для деления объектов почерковедческой экспертизы использовать два основополагающих критерия: вид конкретной рукописи и вид объекта-носителя. Проанализированы и уточнены определения понятий «оригинал», «копия», «имитация» рукописи. Приводится расширенное толкование понятия объекта судебно-почерковедческой экспертизы.
Ключевые слова: почерковедческая экспертиза; объекты почерковедческой экспертизы; рукопись; оригинал рукописи; копия рукописи; имитация рукописи; копия документа; изображение подписи; экспертиза подписи по копии; копии почерковых объектов.
Ш 69 ББК 67.53 УДК 343.983 ГРНТИ 10.85.31 Код ВАК 12.00.12
On the concept and types of objects of handwriting examination
D. A. Shlykov, chief editor of a scientific journal «Encyclopedia of Forensic examination», forensic expert of Autonomous Nonprofit Organization «Research center "Expert-Protection"» (city Moscow)
The article examines the existing criteria for dividing objects of handwriting examination into types. Their inconsistency with the established practice in connection with the emergence of new varieties of objects is noted, examples of new objects are given. It is proposed to use two fundamental criteria for dividing objects of handwriting examination into types: the type of a specific manuscript and the type of the carrier object. The definitions of the concepts "original", "copy", "imitation" of a manuscript have been analyzed and refined. An expanded interpretation of the concept of an object of forensic handwriting examination is given.
Keywords: handwriting examination; objects of handwriting examination; manuscript; original manuscript; copy of the manuscript; imitation of a manuscript; copy of the document; image of the signature; examination of the signature on the copy; copies of handwriting objects. _____________________________________
В подавляющем большинстве пособий, посвящённых почерковедению и судебно-почерковедческой экспертизе, рукописи в зависимости от их вида и объёма содержащейся в них графической информации разделяют на тексты, записи и подписи [1–3], что в итоге предопределяет алгоритмы их исследований. Между тем, указанное деление не в полной мере отражает практическую сторону рассматриваемого вопроса. Так, на экспертизу может быть представлен оригинал документа, содержащий рукопись, выполненную при помощи пишущего прибора, или же изображение документа в аналоговом или цифровом виде. Очевидно, что анализ и оценка признаков при исследовании оригинала документа или его изображения будут отличаться. Именно поэтому с практической точки зрения объекты почерковедческой экспертизы наиболее оптимально рассматривать с двух позиций: с позиции вида конкретной рукописи и с позиции вида объекта-носителя, что, в конечном счёте, и должно определять выбор алгоритма исследования и оценки результатов исследований, а также доказательственное значение выводов заключения эксперта. Если на заре становления и развития отечественного почерковедения основными видами объектов являлись преимущественно рукописи, выполненные пишущими приборами непосредственно на документах, то сегодня в условиях развития копировально-множительной техники, оперативной полиграфии, цифровых устройств ввода и обработки графической информации круг объектов-носителей почерковых объектов, а также самих почерковых объектов расширился. К традиционным оригиналам документов и их аналоговым копиям добавились: - изображения документов или непосредственно рукописей, полученные посредством цифровой фотографии или сканирования; - цифровые графические рукописи[1], представляющие собой электронные изображения, получаемые посредством выполнения рукописи на графическом планшете при помощи стилуса или пальца руки, и использующиеся для формирования электронных образов документов, минуя этап оформления аналогового экземпляра и последующего его сканирования [4, 5]; - рукописи, воспроизведённые программно-аппаратными средствами (плоттерами) с помощью пишущих приборов [6]. К экзотическим почерковым реализациям можно также отнести трекеры, фиксирующие траекторию полетов самолетов, поездок на велосипедах, ходьбы и пр. и образующие в итоге слова и словосочетания. Пример формирования такой почерковой реализации подробно освещался в СМИ (рис. 1) [7]. Рис. 1. Траектория полёта самолёта RA-2173G под управлением пилота Олега Кобзева, зафиксированная порталом FlightRadar [7]
В рамках данной статьи указанные объекты рассматриваться не будут, поскольку на сегодняшний момент отсутствуют соответствующие научные исследования, доказывающие отображение в таких объектах индивидуализирующих признаков почерка. К сожалению, отечественное судебное почерковедение оказалось не готово к такому развитию событий и в имеющейся методической литературе наиболее полно описаны алгоритмы исследования и оценки результатов исследований рукописей, выполненных традиционными пишущими приборами непосредственно на документах, а также электрофотографических копий документов. Что касается исследований фотоизображений и электронных образов документов, цифровых графических рукописей, а также рукописей, воспроизведённых с помощью программно-аппаратных комплексов, то здесь требуется не только разработка методических рекомендаций, но и уточнение используемого понятийного аппарата, прежде всего таких понятий как «оригинал рукописи», «копия рукописи», «имитация рукописи». Оригинал рукописи Традиционно определяющим признаком при отнесении рукописи к оригиналу выступает способ формирования штрихов: оригинальными признаются рукописи, выполненные непосредственно на документе при помощи пишущего прибора. Между тем, как отмечено выше, рукописи могут быть выполнены не только непосредственно в документе, но и при помощи стилуса на планшете, образуя электронное цифровое изображение, а современные программно-технические комплексы (плоттеры) позволяют воспроизводить рукописи с использованием пишущих приборов. Таким образом, отнесение почеркового объекта к оригиналу только лишь через механизм формирования штриха нельзя признать обоснованным. Рассматривая термин «оригинальный» в отношении почерковых объектов, необходимо отталкиваться от определений «рукописный текст» и «подпись». Авторы словаря [8, с. 18] определяют рукописный текст (рукопись, запись) как «текст, исполненный рукописным способом, т.е. исполненный рукой человека при помощи орудия, предназначенного для письма (карандаш, шариковая или гелевая ручка, авторучка, фломастер и т.д.), по правилам письма этим орудием на поверхности, предназначенной для письма». Под подписью понимается «собственноручно выполненное обозначение своей фамилии в каких-либо документах в удостоверительных целях» [1, с. 177] или же «рукопись, выступающая в качестве личного (удостоверительного) знака её исполнителя или рассматриваемая как таковая» [8, с. 15]. Таким образом, определяющим признаком при отнесении рукописи к оригиналу будет являться рукописность её происхождения, то есть формирование штриха в результате реализации человеком своего письменно-двигательного навыка. При этом неважно, какой объект выступал в качестве пишущего прибора (традиционные пишущие приборы, стилусы, части тела человека, предметы, функционально не предназначенные для этого). Сам процесс письма может быть осуществлён как на материальных объектах (документы, тара, элементы конструкций и зданий, технические устройства, механизмы и пр.), так и посредством электронных систем ввода графической информации (планшеты, электронные кассы, системы контроля доступа на закрытые территории и пр.). В случае применение электронных систем ввода графической информации почерковая реализации фиксируется в виде оригинального электронного изображения. Копия рукописи Авторы пособия [8, с. 10], давая определение термину «копия рукописного текста (подписи)», рекомендуют понимать под ним «результат воспроизведения (копирования) рукописного оригинала каким-либо способом с различной степенью точности» и описывают следующие группы способов копирования: «1-ая группа. Способы копирования, при которых копия формируется одновременно с оригиналом (копии, получаемые с помощью копировальной или самокопирующейся бумаги). 2-ая группа. Рукописные способы копирования (при которых копия формируется после создания оригинала) – это разнообразные способы воспроизведения, например, с использованием предварительной разметки документа, после предварительной тренировки выполнения записи или подписи или без неё и т. д. (речь идёт именно о копировании, т.е. о воспроизведении некоторого оригинала с большей или меньшей точностью, а не о моделировании, наиболее часто встречающемся при подделках). 3-я группа. Технические способы копирования (при которых копия создаётся после исполнения оригинала). Эта группа наиболее разнообразна и многочисленна. Самыми распространёнными являются электрофотографические копии (ксерокопии); копии, исполненные методами полиграфии (офсетная печать, оттиски форм высокой печати – клише и др.); фотокопии; электронные копии, обычно получаемые в результате сканирования оригинала и передаваемые, в частности, факсимильными аппаратами» [7, с. 52]. Рассмотрим подробнее предложенную классификацию. Поскольку под копией понимается «точное воспроизведение, повторение чего-нибудь» [9, с. 258], то собственно копией будет являться аналоговое или цифровое изображение оригинала, полученное посредством фотографирования, сканирования, переноса красящего материала оригинала или же копирования цифровой графической подписи. Таким образом, применительно к почерковым объектам, под копией рукописи следует понимать изображения рукописей, воспроизведённые факсимильным способом (сканирование, фотографирование, изготовление печатной формы), способом переноса красящего материала (влажное копирование), либо посредством создания копии электронной графической подписи, и не содержащее привнесённых изменений, за исключением несоответствий, связанных с техническими параметрами копирования (перспективные искажения, изменение масштаба, изменения (снижение/повышение) резкости, контрастности, яркости). Имитация Что касается указанных авторами приведённого выше пособия «рукописных способов копирования», то в процессе их применения происходит не собственно копирование, а имитирование (имитация), то есть «воспроизведение с возможной точностью, подражание кому-чему-нибудь» (9, с. 215). Объекты, полученные таким образом, не являются точным отображением оригинала, следовательно, не могут быть признаны копиями. Результатом применения «рукописных способов копирования» будет не копия, а имитация рукописи. Также нельзя согласиться с утверждением авторов о том, что копией будет являться рукопись, выполненная через копировальную бумагу или же на самокопирующихся бланках. Само по себе выделение в отдельную группу способов копирования, при которых копия формируется одновременно с оригиналом, является нелогичным. Поскольку, как отмечено выше, копия есть точное воспроизведение оригинала, она всегда будет вторичной по отношению к оригиналу как в пространстве, так и во времени. Другими словами, копия может быть получена только и исключительно после того, как сформирован оригинал, но никак не одновременно (единомоментно) с ним. С точки зрения механизма получения штрихов рукописи, копировальная бумага, бумага самокопирующихся бланков выступает источником красящего материала, а пишущий прибор – источником давления, посредством которого и формируется окрашенный штрих. Более того, копировальная бумага изначально использовалась в качестве своеобразного материала письма, а не для получения копий документов. Так, первый патент на копировальную бумагу был выдан 7 октября 1806 года Ральфу Веджвуду (Ralph Wedgwood), который использовал её в ноктографе (Noctograph) – приспособлении, облегчающем процесс письма слабовидящим или незрячим людям. Описываемый прибор «состоял из специальной письменной доски, над которой были протянуты направляющие проволоки. Под эти проволоки на письменную доску укладывали лист писчей бумаги, поверх него – угольную бумагу, а поверх неё – лист тонкой просвечивающей бумаги. Писать надо было не пером, а специальной палочкой – стилусом с наконечником из металла или полудрагоценных камней, например, нефрита» [10]. Применительно к рассматриваемому вопросу, каждая из рукописей (в зависимости от количества листов, на которых отображаются окрашенные штрихи) будет обладать признаками рукописности, поскольку штрихи образованы в результате непосредственной реализации письменно-двигательного навыка исполнителя. Подобные объекты следует рассматривать как множественный оригинал. Особенностью будет являться уменьшение информативности каждого последующего оригинала по отношению к предыдущему, обусловленное как способом окрашивания штриха, так и уменьшением силы давления на последующих экземплярах по отношению к первому экземпляру. По аналогии с рукописями, полученными через копировальную бумагу или при помощи самокопирующихся бланков, к множественныму оригиналу будут относиться в том числе и рукописи, образованные бескрасочными вдавленными штрихами, отображающимися на подложке под документом. Таким образом, объектами почерковедческой экспертизы являются почерковые реализации в виде текстов, кратких записей, подписей, а также отдельных буквенных и безбуквенных элементов, представленные на исследование на материальных носителях в аналоговом или цифровом виде. Термин «почерковая реализация» в данном случае должен рассматриваться в качестве универсального, позволяющего однозначно выделить объект исследования с точки зрения относимости его к предмету почерковедческой экспертизы. Аналогичный подход используется в отношении подписей: так, несмотря на то, что собственно подписью может считаться лишь собственноручно выполненное человеком обозначение своей фамилии, все объекты, своим внешним видом соответствующие подписи, в том числе и технически воспроизведённые, всё равно именуются подписями. Информация о новых разновидностях объектов почерковедческой экспертизы, а также предложенные критерии отнесения рукописей к оригиналам, копиям и имитациям, должны явиться стимулом для устранения имеющихся в методической литературе логических противоречий, а также стать основной для совершенствования методического обеспечения судебно-почерковедческой экспертизы, повышения качества проведения почерковедческих экспертиз и доказательственного значения выводов заключения эксперта.
Литература: 1. Винберг Л. А., Шванкова М. В. Почерковедческая экспертиза: Учебник для вузов МВД СССР. / Под редакцией заслуженного деятеля науки РСФСР профессора Р. С. Белкина. – Волгоград, 1977. 2. Судебно-почерковедческая экспертиза: общая часть: теоретические и методические основы. / Под научной редакцией В. Ф. Орловой; Государственное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Наука, 2006. – 544 с. 3. Почерковедение и почерковедческая экспертиза: Учебник / Под ред. В. В. Серёгина. – Волгоград: ВА МВД России, 2007. – 340 с. 4 Электронная графическая подпись на планшете / [Электронный ресурс]. – URL: https://d4w.ru/2019-elektronnaya-graficheskaya-podpis-na-planshete (Дата обращения: 20.11.2020). 5. Использование графического планшета для подписи 1С / [Электронный ресурс]. – URL: https://infostart.ru/1c/articles/554962/ (Дата обращения: 20.11.2020). 6. Шлыков Д. А. Технические и программно-аппаратные средства воспроизведения почерковых объектов с использованием пишущих приборов: история развития и современные разновидности // Энциклопедия судебной экспертизы: Научно-практический журнал. – 2020. – № 3 (26). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.proexpertizu.ru/theory_and_practice/ted/883/ 7. «Почерк у меня не очень, но я старался!»: пилот объяснил, как написал самолетом фразу «А где все?» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nsk.kp.ru/daily/27129/4216143/ (Дата обращения: 20.11.2020). 8. Словарь основных терминов почерковедческой и автороведческой экспертиз: Справочное пособие. / И. И. Рубцова, Л. А. Сысоева, А. П. Коршиков и др. – М.: ЭКЦ МВД России, 2008. – 64 с. 9. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Издание третье. / Под общ. ред. С. П. Обнорского. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1953. 10. Алексей Куприянов. Чёрный прямоугольник [Электронный ресурс]. – URL: https://polit.ru/article/2006/10/20/copy/ (Дата обращения: 20.11.2020).
[1] В рассматриваемом контексте речь идёт о рукописях, выполненных на графических планшетах и прочих цифровых устройствах, поддерживающих подобный вид ввода графической информации. Комментарии (0)
Пока никто не оставил комментарий.
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|