|
|||||
В. В. Савушкин, начальник международного межведомственного центра подготовки сотрудников оперативных подразделений имени генерал-лейтенанта милиции А. Н. Сергеева Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук (г. Домодедово)
В статье рассмотрены вопросы кадрового обеспечения экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. Вопросы комплектования требуют особого внимания, поскольку функции органов внутренних дел Российской Федерации осуществляются именно личным составом. От того, насколько он будет профессионально подготовлен и наделён необходимыми способностями, будет зависеть качество исполнения этих функций. Ключевые слова: экспертно-криминалистические подразделения; сотрудник органов внутренних дел; комплектование; кадровое обеспечение; квалификационные требования.
С 12 ББК 67.401.1 УДК 342.97 ГРНТИ 10.17.25 Код ВАК 12.00.14
Actual issues of recruitment of forensic units of internal affairs bodies
V. V. Savushkin, Head of the International Interdepartmental Training Center for employees of operational units named after Lieutenant General of Militia A. N. Sergeev All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law (city Domodedovo)
The article discusses the issues of staffing of forensic units of internal affairs bodies. Recruitment issues require special attention, since the functions of the internal affairs bodies of the Russian Federation are carried out by personnel. The quality of performance of these functions will depend on how professionally trained and endowed with the necessary abilities. Keywords: forensic units; an employee of the internal affairs bodies; recruitment; staffing; qualification requirements. _____________________________________ Как известно, основной задачей экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел (далее – ЭКП) является производство криминалистических экспертиз, а также эффективное применение криминалистических средств и методов при производстве следственных действий, важнейшим из которых является осмотр места происшествия. За один только 2021 год по России ЭКП произведён 817601 осмотр мест происшествий [1]. В немалой степени качество производства экспертиз и участия специалистов-криминалистов в следственных действиях зависит от укомплектованности личного состава ЭКП. Необходимо отметить, уровень укомплектованности личного состава органов внутренних дел в ЭКП по России: – в 2020 году составил 96,8 %; – в 2021 году составил 95,9 % [2, с. 6]. В настоящее время для замещения должностей ЭКП, для качественного отбора кандидатов, учитываются требования, предъявляемые к должностям ЭКП. Так, законодательством, для граждан желающих трудоустроиться в органы внутренних дел предусмотрены следующие требования: – быть совершеннолетнего возраста; – максимальный возраст для трудоустройства на должности рядового и младшего начальствующего состава – 35 лет, а для среднего и старшего начальствующего состава 40 лет; – не существует ограничений по половой принадлежности и расовой, национальности, происхождению, материальному и служебному положению, территории проживания, вероисповеданию; – владеть государственным языком Российской Федерации, отвечать квалификационным требованиям, установленным для сотрудников органов внутренних дел; – по своим личным и деловым качествам, физической подготовленности и состоянию здоровья быть готовым и способным выполнять служебные обязанности. Кроме того, на сегодняшний день квалификационные требования предъявляются к стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по профессии, профессиональным знаниям и умениям, уровню образования, состоянию здоровья. Рассмотрим более подробно вышеперечисленные требования, условия, которые предъявляются к выслуге лет или опыту работы, профессиональным знаниям и умениям, нужным для исполнения должностных обязательств, закреплённых в приложении № 11 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел, утверждённого приказом МВД России от 1 февраля 2018 года № 50. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу определены приказом МВД России от 2 апреля 2018 года № 190[1] в зависимости от должностей и особенностей условий службы. В свою очередь для различных должностей предусматриваются разные группы предназначений – 1, 2, 3 и 4 группы. Обратим внимание, что комиссия даёт заключение, учитывая результаты прохождения военно-врачебной экспертизы гражданами, и может содержать следующие выводы: – годен; – годен с незначительными ограничениями; – ограниченно годен; – временно не годен; – не годен к службе. Выводы «временно не годен» и «не годен к службе», не дают возможности трудоустройства гражданина на службу. Однако, если говорить о временной негодности, данное заключение даётся в том случае, если необходимо некоторое время для лечения либо для прохождения реабилитации после болезни с последующим освидетельствованием гражданина для установления категории годности через определённый срок. Важную роль в решении вопроса о соответствии кандидата играет результат профессионального психологического отбора, в ходе которого определяется категория психологической пригодности к выполнению служебных обязанностей по той или иной должности. Среди основных характеристик определяется уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для исполнения функциональных обязанностей, наличие или отсутствие факторов риска. В заключении комплексного обследования формулируются следующие выводы: – рекомендуется в первую очередь; – рекомендуется; – рекомендуется условно; – не рекомендуется, не способен выполнять служебные обязанности[2]. По своей сути, крайний вывод содержит в себе отказ кандидату в поступлении на службу. Для трудоустройства на службу помимо названных требований, предъявляются требования к уровню образования. Определение соответствия данному критерию происходит, как правило, во время беседы с кандидатом, в ходе которой и выясняется, на какую должность он претендует. Для должностей ЭКП необходимо следующее образование, предусмотренное п.2 ст. 9 Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: – для должностей среднего начальствующего состава – образования не ниже среднего профессионального (за исключением среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих), соответствующего направлению деятельности; – для должностей старшего и высшего начальствующего состава – высшего образования, соответствующего направлению деятельности. Кроме того, оценке подлежит физическая подготовка кандидата. Это необходимое мероприятие, результаты которого также влияют на принятие решения о приёме на службу. Нормативы по физической подготовке установлены в Порядке организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 5 мая 2018 года № 275 и в приложении № 12 Порядка. Процесс определения соответствия гражданина квалификационным требованиям по предполагаемой должности довольно сложный и продолжительный. И несоответствие одному из этих критериев влечёт отказ гражданину в приёме на службу. Возможность обжалования решения об отказе предусмотрена действующим законодательством. Кандидат может письменно обратиться как к руководителю, уполномоченному принимать решения о приёме на службу, так и к вышестоящему руководителю. Такое обращение возможно и в рамках судебного разбирательства, в этом случае гражданин обращается в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа в приёме на службу. Основываясь на судебной практике по обращениям граждан, содержащих требования о признании отказа в трудоустройстве незаконным, можно сделать вывод, что заключение трудовых договоров (контрактов) – исключительная прерогатива работодателя, а в законодательстве нет положений содержащих норм, заставляющих представителя нанимателя в лице органа внутренних дел принимать граждан на службу. Приведём пример апелляционного решения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. В исковом заявлении было указано, что отказ в приёме был связан с негативным заключением результатов психофизиологического обследования. По мнению истца, отказ не мотивирован, потому что в нём не разъяснено, каким именно требованиям, наличие которых необходимо для трудоустройства на службу, он не соответствует. В отказе нет самого содержания психофизиологического обследования. Учитывая положения законодательства, руководитель при решении вопроса о приёме на службу обладает правом при ознакомлении с документами давать оценку личным и деловым качествам, физической подготовленности и состоянию здоровья претендующего на должность, а также его способностей с учётом этих качеств, для выполнения служебных задач. Суд, давая оценку действиям ответчика по отказу в трудоустройстве на службу, установил, что основанием для отказа в заключении контракта о прохождении службы, были рекомендации об условной профессиональной пригодности, препятствующие истцу исполнять служебные обязанности, то есть несоответствие кандидата квалификационным требованиям. Данное заключение основано на выявленных факторах риска, установленных в ходе комплексного обследования. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований истцу было отказано[3]. Подводя итог, ещё раз обратим внимание на то, что в соответствии с действующим законодательством руководитель органов внутренних дел единолично принимает кадровые решения. Заключение служебного контракта с кандидатом на службу является его правом, а не обязанностью. Эффективное и качественное исполнение задач и функций, возложенных на сотрудников возможно только в том случае, если они обладают необходимой квалификацией. И те требования, которые на сегодняшний день предъявляются к кандидатам на службу в ЭКП, свидетельствуют том, что в органах внутренних дел должны проходить службу высокопрофессиональные специалисты, способные эффективно решать самые трудные оперативные и служебные задачи. Однако повышение результатов деятельности невозможно без глубокого анализа проведённой работы, оптимизации имеющегося потенциала, изыскания резервов и поиска новых возможностей. Решение столь значимых задач напрямую зависит от кадрового потенциала подразделений системы МВД России.
Литература: 1. Состояние преступности в России: январь-декабрь 2021 года. – М.: ГИАЦ МВД России, 2022. 2. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2021 год: Сборник аналитических и информационных материалов. – М.: ДГСК МВД России, 2022. – 70 с.
[1] Приказ МВД России от 2 апреля 2018 г. № 190 «О требованиях к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, перечнях дополнительных обязательных диагностических исследований, проводимых до начала медицинского освидетельствования, формах документации, необходимых для деятельности военно-врачебных комиссий, порядке проведения контрольного обследования и повторного освидетельствования и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов». // СПС КонсультантПлюс // URL:htp:www.consultant.ru/ (Дата обращения: 03.03.2022). [2] Постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.2012 № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс // URL:htp:www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.03.2022). [3] Решение № 2-1691/2015 2-1691/2015~М-6179/2014 М-6179/2014 от 1 июня 2015 г. по делу № 2-1691/2015 // sudact.ru (Дата обращения: 23.03.2022). Комментарии (0)
Пока никто не оставил комментарий.
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|