|
|||||
И. В. Трущенков, старший преподаватель кафедры технико-криминалистического обеспечения экспертных исследований учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя кандидат юридических наук (г. Москва)
В статье рассматриваются возможности обучения и повышения квалификации сотрудников полиции с помощью криминалистического тренажера в виртуальной реальности «CSI VR», разработанного на кафедре технико-криминалистического обеспечения экспертных исследований учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Ключевые слова: виртуальная реальность; осмотр места происшествия; методика инновационного обучения; тренажер виртуальной реальности; криминалистическая техника.
Т 77 ББК 67.521:74.484 УДК 343.98:378.147 ГРНТИ 10.85.41;14.85.09;14.85.35 Код ВАК 05.01.01;12.00.12;13.00.08
Possibilities of the CSI VR forensic simulator for training police officers in virtual reality
I. V. Trushhenkov, Senior Lecturer of the Department of Technical and Forensic Support for Expert Research of the Educational and Scientific Complex of Forensic Examination of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot' (city Moscow)
The article discusses the possibilities of training and advanced training of police officers using the forensic simulator in virtual reality «CSI VR», developed at the Department of technical and forensic support for expert research of the educational and scientific complex of forensic examination of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'. Keywords: virtual reality; inspection of the scene; methodology of innovative education; virtual reality simulator; forensic technology. _____________________________________
Одним из достижений науки на сегодняшний день являются доступные системы виртуальной реальности. Под виртуальной реальностью нами понимается созданный техническими и программными средствами виртуальный мир, который может ощущаться органами человеческого восприятия, с использованием таких чувств, как осязание, зрение и слух. Восприятие объектов в виртуальном мире является чувственно близким к восприятию аналогичных объектов в реальности материальной. Устройства виртуальной реальности представляют интерес для моделирования реальных мест происшествия в целях обучения сотрудников полиции [1]. Перемещение пользователя в виртуальном мире и его взаимодействие с трёхмерными объектами осуществляется по реализованным с помощью программных алгоритмов физическим законам. Помимо этого, использование рассматриваемых технологий в расследовании предоставляет возможности, изначально недоступные в реальном мире, например: изучения обстановки места происшествия с любой стороны и высоты, мгновенного перемещения на большие расстояния и другие [2, с. 135]. В процессе обучения специалистов-криминалистов на базе полигонов невозможно полноценно воссоздать работу на сложных местах происшествий, например: террористических актов, взрывов, пожаров, авиационных, дорожно-транспортных и железнодорожных катастроф. Однако такие возможности появляются при использовании систем виртуальной реальности. С 2017 года с целью создания аппаратно-программной системы для подготовки сотрудников полиции нами проводилось тестирование доступных на рынке мобильных гарнитур виртуальной реальности (рис.1). Рис. 1. Тестирование гарнитур виртуальной реальности «Oculus GO»и «Oculus Rift S» в 2019 году
Изучались такие характеристики рассматриваемых устройств, как качество демонстрируемого изображения, продолжительность времени комфортного использования, возможность взаимодействия с объектами в виртуальном мире, и другие. В результате наиболее оптимальными были признаны устройства американской компании «Oculus» – модель «Oculus Rift S» (рис. 2) [3].
Рис. 2.Тестирование гарнитуры виртуальной реальности «Oculus Rift S» в 2019 году
Одновременно изучались возможности создания программной среды моделирования виртуальных пространств фотографического качества (рис. 3, 4).
Рис. 3. Моделирование места авиакатастрофы для устройств виртуальной реальности в 2017 году
Рис. 4. Моделирование территории метрополитена для устройств виртуальной реальности в 2017 году
Наилучшие результаты были достигнуты при использовании высокопроизводительной программы для трёхмерной визуализации «Unreal Engine» (рис. 5–7).
Рис. 5. Моделирование места авиакатастрофы для устройств виртуальной реальности в «Unreal Engine» в 2021 году
Рис. 6. Моделирование места авиакатастрофы для устройств виртуальной реальности в «Unreal Engine» в 2021 году
Рис. 7. Моделирование места происшествия на железной дороге для устройств виртуальной реальности в «Unreal Engine» в 2021 году
С использованием этой системы нами был создан криминалистический тренажер в виртуальной реальности, получивший название «CSI VR» (от англ. Crime Scene Investigation – осмотр места происшествия) (рис. 8).
Рис. 8. Криминалистический тренажер в виртуальной реальности «CSI VR»
Рассматриваемая программная среда включает в себя две главные составляющие: конструктор (на основе системы «Unreal Engine») и систему виртуального изучения. Конструктор позволяет создавать трёхмерные виртуальные пространства. Размер моделируемых территорий ограничен лишь вычислительной мощностью используемого компьютера (рис. 9).
Рис. 9. Конструктор трёхмерных территорий
В настоящее время в системе уже созданы и готовы к использованию шесть виртуальных полигонов: - криминалистическая лаборатория (рис. 10), - место дорожно-транспортного происшествия (рис. 11), - место происшествия на железной дороге, - место авиакатастрофы, - место падения с высоты, - место убийства (рис. 12). Также система позволяет пользователям создавать любые территории самостоятельно, для этого не нужно обладать специальными познаниями в программировании.
Рис. 10. Виртуальная криминалистическая лаборатория
Рис. 11. Место дорожно-транспортного происшествия
Рис. 12. Место убийства Все имеющиеся модели территорий могут быть изменены по желанию пользователя. С этой целью в состав конструктора включена большая библиотека трёхмерных моделей объектов и текстур – транспортных средств, растительности, элементов домов, предметов мебели, бытовой и компьютерной техники, кухонных принадлежностей, канцелярии, световых приборов, одежды и многих других. Также в библиотеке присутствует раздел криминалистических объектов – трёхмерных моделей полицейских инструментов и техники, трупов и транспортных средств с различными повреждениями, различных видов оружия, текстур следов пальцев рук и подошв обуви, капель, пятен и мазков крови, пулевых отверстий, царапин, вмятин и многих других. Система виртуального изучения позволяет исследовать созданные в конструкторе территории в виртуальной реальности. Она обладает следующими возможностями: - перемещение в виртуальном пространстве как в реальном мире (рис. 13); - взаимодействие с объектами (брать, осматривать, перемещать); - использование специальных инструментов (фонарик, измеритель расстояний, цифровая фотокамера, криминалистическая линейка) (рис. 14).
Рис. 13. Осмотр объектов в виртуальной реальности
Рис. 14. Криминалистические инструменты
Система прошла успешные испытания в Московском университете МВД России имени В. Я. Кикотя на кафедре технико-криминалистического обеспечения экспертных исследований в процессе преподавания дисциплин «Криминалистика» и «Судебная фотография и видеозапись». Не вызывает сомнения, что наилучшим способом обучения было и остаётся личное общение преподавателя с обучаемым в реальном мире. Однако системы виртуальной реальности и не призваны заменить собой традиционный процесс преподавания, а позволяют расширить и дополнить его. По нашему мнению, использование разработанного виртуального комплекса позволит лучше раскрыть тактику поиска следов на месте происшествия, а также поможет в процессе изучения дисциплин криминалистического профиля, таких как участие специалиста в процессуальных действиях, трасология, автотехническая экспертиза, баллистика, судебная фотография и видеозапись и других.
Литература: 1. Truschenkov I., Bulgakov V., Yarmak K. and others. Using Virtual Reality Systems for Crime Scene Reconstruction. // Creativity in Intelligent Technologies and Data Science. – SpringerNature, 2021. 2. Трущенков И. В. Трёхмерное моделирование обстановки места происшествия с использованием систем виртуальной реальности. // Актуальные проблемы юридической теории и практики: Сборник научных статей. – М.: Граница, 2020. 3. Официальный сайт компании Oculus [электронный ресурс] – Режим доступа: http://oculus.com (дата обращения: 10.11.2021). Комментарии (0)
Пока никто не оставил комментарий.
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|